Мышь в ворохе стружек сидит тихо, тараща глаза-бусинки.
- Вообще она энергичная, просто волнуется, - наперебой объясняют старшеклассники. - Видите датчики? Наша «умная лаборатория» изучает животных, у которых двигательная активность не меняется со временем. Мы собрали пока прототип установки для ее регистрации, а в будущем можно будет определить механизм этого явления, чтобы применить его к людям.
Обычные на вид мальчишки и девчонки занимаются необычным делом - пытаются усовершенствовать этот мир. Такую возможность дали им умные взрослые во время летней школы инженерных проектов «Инжевика», организованной группой довузовской подготовки факультета информационных технологий Новосибирского государственного университета при поддержке компаний Intel, Polymedia, LEGO Еducation, Dell EMC. Восемьдесят учеников школы за несколько дней создали проекты, освоив азы программирования, биоинформатики, биоуправления, автоматизации научных исследований в биологии, инженерии и робототехнике.
Теперь они смогут заниматься всем этим постоянно и более детально - в конце сентября в НГУ открылась вторая в стране научно-техническая проектная лаборатория для школьников и студентов «Инжевика». Первая создана в прошлом году в Карелии. Работают они в рамках STEM, то есть в связке науки, технологий, инженерии, математики. Идея организации таких STEM-центров, где старшеклассники вместе со студентами и учеными создают роботов, изучают проектное программирование, изобретают биотехнологические приложения, принадлежит четырем компаниям - Intel, Polymedia, Dell EMC и LEGO Education. Все они занимаются нашим будущим: информационными технологиями. А значит, и теми, кому его творить завтра, - детьми. Начинание поддержали правительство Новосибирской области и НГУ - под лабораторию «Инжевика» специально оборудовали подвал одного из общежитий университета, расположенного в центре Академгородка - научного центра, объединяющего вузы и исследовательские институты СО РАН.
- Физики всегда работают в подвалах, - смеется Николай Диканьский, заместитель президента СО РАН. - Мы, когда проектировали Академгородок, специально предусмотрели цокольные этажи в общежитиях - студенту не нужно никуда ехать: спустился по лестнице, и ты уже в «науке». На самом деле лаборатория ведь очень серьезная вещь. Это игрушки, с которых начинаются исследования. Главное - мы научим детей думать.
По словам Михаила Федорука, ректора НГУ, принципы ранней профориентации заложены еще академиком Михаилом Лаврентьевым, создателем Академгородка, ставшим единым научным образовательным пространством взрослых и детей. На церемонии открытия «Инжевики» Федорук поблагодарил партнеров, которые не только предоставили современное оборудование для лаборатории, но и поделились своими методиками работы с будущими технарями. Курс биоинформатики, который ребята изучали в летней школе инженерных проектов, например, предложен компанией EMC2. Преподавательскую подготовку в ЛШИП прошли девять студентов и аспирантов НГУ, ставшие основой коллектива молодых педагогов для разработки исследовательских проектов со школьниками в «Инжевике», таких как «Умная лаборатория», «Перетягивание каната силой пульса», а также «Сканер силуэтов», «Манипулятор роборука» или «Краш-центр автомобилей». Впрочем, летние работы - только начало...
Как рассказала Анна Лобанова, директор департамента внешних связей Intel, программа STEM-центров запущена 5 лет назад. Планируется, что она охватит около 10 тысяч детей по всей стране. Таким образом технологические компании создают грамотных пользователей для своих продуктов и обеспечивают себе в будущем образованных специалистов, занимая в российском образовании место кружков юных техников, которые когда-то помогали нашей стране растить грамотных инженеров.
- Очень приятно, что среди партнеров - наша, российская, компания Polymedia, лидер аудиовизуального рынка, системный интегратор и разработчик программных решений, - отметил доктор физико-математических наук Михаил Лаврентьев, внук основателя Академгородка. - Партнеры не только помогают с оборудованием, но и делятся технологиями, что очень важно. «Инжевика» только открылась, но уже можно сказать, что она состоялась. Несколько сотен детей уже вовлечены в научно-техническое творчество благодаря этому проекту. Участники студии Polymedia в летней школе исследовали свойства различных материалов в условиях «автомобильной аварии», опираясь на наши, российские, реалии. Детей, которые думают о будущем страны, благодаря «Инжевике» теперь станет больше. Структурно «Инжевика» относится к факультету информационных технологий, курирует ее физматшкола НГУ, но заниматься будут школьники со всей Новосибирской области. Осталось найти нужное количество преподавателей. Тут мы делаем ставку на студентов, и с этим есть некоторые сложности - быть педагогом может только человек с высшим образованием.
Впрочем, программа STEM-центров поддержана Министерством образования и науки России, так что, надо полагать, бюрократические сложности разрешатся быстро. Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ, во время церемонии открытия «Инжевики» обратился к собравшимся с телеэкрана:
- Ключевая задача государства - создать условия для доступного и качественного образования на всех уровнях. Без стабильного государственно-частного партнерства мы не сможем гибко и оперативно реагировать на современный меняющийся рынок труда. Нам важно мотивировать школы, вузы и работодателей на вовлечение детей и молодежи в научное и техническое творчество, чтобы в дальнейшем насыщать регионы России новыми инженерными кадрами. Лаборатория «Инжевика» - это целостный и многообещающий продукт четырех технологических лидеров и одного из ведущих отечественных вузов, нацеленный на применение проектной деятельности в подготовке инженерных кадров. Уверен, что этот проект будет интересным опытом руководителей системы образования в регионах.
- Мы как российская инжиниринговая компания понимаем, что уже сейчас очень важно вкладывать в кадровый потенциал, - сказала Ольга Плосская, руководитель направления инженерных и робототехнических решений компании Polymedia. - Тем более здесь, в Новосибирске, где внушительный научный комплекс соседствует с развитой промышленной индустрией. Такая синергия науки и производства способна на впечатляющие результаты. Мы искренне верим, что те технологии, которые мы предоставили в распоряжение учащихся, помогут им полюбить науку, найти для себя интересующее направление или даже определиться с профессией.

Новосибирск