Тип занятия: психологический практикум-тренинг.
Класс: профильный класс или другой 10-й класс, вновь сформированный из бывших 9-х классов.

Задачи занятия:
- развитие навыков общения;
- построение конструктивных взаимоотношений между учащимися;
- адаптация учеников во вновь созданном коллективе;
- ознакомление с понятием «эмпатия».
Оформление:
- отчеты предыдущих занятий (то есть продукты творчества ребят);
- оссоциограмма на слово «самовоспитание»;
- художественная выставка «Высказывания великих людей в рисунках»;
- доска, маркеры (для фиксации обсуждения).

Повторение предыдущих тем занятий
«Самовоспитание» - составление оссоциограммы, определение целей, прогнозируемые результаты.
«Жизненная позиция» - знакомство с биографиями выдающихся людей, мудрые мысли, художественная выставка «Высказывания великих людей в рисунках».
«Самооценка» - правила сравнения себя с другими, диагностика «Мое состояние».

Ход занятия
I. Мотивационный блок
Вводное слово учителя: На предыдущем занятии мы пришли к выводу, что не всегда нам легко строить отношения с другими людьми. Часто причина непонимания кроется в нас самих. Общению нужно учиться. Я предлагаю сегодня обсудить тему «Я и другие».
В нашей школьной жизни произошли изменения. Мы теперь учимся не просто в 10-м «Б» классе, а в социально-экономическом классе, который был сформирован из четырех 9-х классов. Бывшие одноклассники поступили в техникумы и колледжи, перешли на другой  профиль. Следующие два года вы будете учиться в классе с новым составом учеников. Поэтому цель данного занятия не только развитие определенных навыков общения, но и понимание другого плюс сотрудничество.
Наше занятие будет проходить в форме психологического практикума. Сегодня мы будем играть, осваивать различные социальные роли и модулировать ситуации.
Но сначала давайте подготовимся к занятию.

II. Разминка
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, развитие доверия и поддержки внутри группы.
Необходимое время - 10 минут.
Упражнение «О других с любовью»
Процедура проведения: члены группы сидят в кругу, посередине стоит стул, на который ведущий сажает первого ученика (важно, чтобы к нему все относились доброжелательно). Участники делают ему комплименты, говорят, что в нем хорошего. Первый участник выводит за руку второго и сажает на стул… Так продолжается, пока хорошо не скажут о последнем участнике (обычно это самый замкнутый ученик).
Упражнение «Ванька-встанька»
Процедура проведения: участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.
Ведущий задает вопрос всем побывавшим в центре круга: «Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям в кругу?»
Членам  группы надо оценить степень своего доверия по пятибалльной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с низкой степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им помешало.
Затем вопрос задается всем участникам: «Какие чувства вы испытывали, когда поддерживали другого человека?»

III. Основное содержание занятия
Для дальнейшей работы нужно разделить группу на пары. Желательно, чтобы пары состояли из новых и старых учеников. Но сделать это нужно так, чтобы сами участники этого не заметили. Нужный результат даст игра.

Игра «Мы похожи»
Процедура проведения: ведущий вызывает двух участников на основании какого-либо реального или воображаемого сходства друг с другом. Эти участники таким же способом формируют команды. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в командах. Теперь каждый выбирает себе пару из другой команды.
Упражнение «Глаза в глаза»
Цель: концентрация на мыслях и чувствах другого человека.
Процедура проведения: в течение 3 минут партнеры в паре смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.
Вопросы для обсуждения:
- Удалось ли кому-то понять друг друга без слов?
- Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?
- Возникает ли ощущение понимания, духовной близости?
Информационный блок
Слово учителя: Как трудно порою понять себя, а еще труднее понять другого человека. В общении люди проявляют сочувствие, сострадание.
В психологии есть такое понятие - «эмпатия», то есть искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения.
Если компания, группа, коллектив формируются на этих принципах, то главными критериями отношений будут:
- равноправие;
- уважение;
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.
Критерии нетерпимости в коллективе:
- раздражительность;
- невежливость;
- пренебрежительное отношение к другим;
- оскорбление;
- насмешки.
Дальше происходит обсуждение, на каких принципах строятся отношения в нашем классе.
Проблемный блок
Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.
Представьте себе такую ситуацию: один ученик просит у другого списать домашнее задание, при этом чаще всего получает отказ.
Обсуждение ситуации:
- Представьте себя на месте того и другого. Какие чувства вы испытываете?
- Какие действия будете предпринимать?
- Чем закончится конфликт?
- Как можно избежать конфликта, выйти достойно из конфликтной ситуации?
Вывод: поставить себя на место другого человека - это и есть эмпатия.
Информационный блок
Слово тренера по толерантности, ученика этого класса. Обучение одноклассников. Главные пункты: бесконфликтное поведение, точки общения, навешивание ярлыков, заполнение поля общения.

IV. Рефлексия занятия
Учащиеся делятся впечатлениями о занятии. Ребята дают оценку самому интересному фрагменту занятия, начиная с фразы: «Мне было интересно, когда…»
Примерный перечень вопросов к группе:
- Как вы себя чувствуете?
- Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
Учащиеся в течение минуты описывают свои впечатления о занятии одним словом, например, «интересно», «полезно» и т. д.

V. Подведение итогов
Учитель: А теперь возьмите бусинку в левую ладонь, сожмите в кулак, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет с собой после этого занятия. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее, терпимее друг к другу, находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откройте глаза. Не спешите. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем каждого.
Бусинки мы сейчас наденем на одну общую нитку. (Когда все бусинки нанизаны, нитка завязывается.) Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки. Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а иногда хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными.

VI. Блок домашнего задания
Притча «Пятьдесят лет вежливости».
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ее руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь».

Творческое задание
Проанализировать притчу и дать характеристику героям притчи.
Какое отношение имеет данная притча к нашей теме?
По желанию написать притчу об отношениях в нашем классе.

​Галина СТЕЛИКОВА, учитель географии гимназии №69 Краснодара