Что касается первого вопроса, то ведь ни у кого не возникает желания объединить алгебру и геометрию, русский язык и литературу, историю и обществознание. Так почему же так много желающих проделать это с информатикой и компьютерной технологией? Думаю, что все дело в том, что все остальные предметы, которые я привел в качестве примера, в школьном курсе уже давно прижились, и ни у кого нет желания конфликтовать с «корифеями». А тут новые предметы, часов на всех не хватает, так кого же ограничивать? Ответ прост - «новеньких». Да вот только не получилась бы вновь наша российская ситуация: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»! Ведь мы тем самым ополовиниваем оба курса.

Конечно, некоторый выход из этой ситуации просматривается введением информатики со 2-го класса. Да вот только вопрос: «Сколько таких школ у нас по стране на данный момент?»

Конечно, курс информатики гораздо сложнее для ребят, чем компьютерная технология. Но ведь нельзя же изучать только то, что легко дается? Это все равно что идти на поводу. Мы часто в жизни сталкиваемся с ситуацией, что человек только после понимает, как необходимы знания, которые ему старались дать учителя.

Как показывает практика, те из учеников, кто был ограничен программой и не изучал основных разделов информатики - основы математической логики, системы счисления, начала алгоритмизации и программирования, - при изучении той же компьютерной технологии сильно проигрывают тем, кто учил настоящую информатику.

Теперь по поводу того, какой язык программирования необходимо изучать в школе. Лично мое мнение, что это зависит от специфики учебного учреждения или класса.

Однако я против изучения объектно-ориентированных языков без предварительного изучения классических. Ведь только на «классике» можно научить грамотно составлять алгоритмы и писать программы. Не зря же все олимпиады по программированию, начиная с городских и кончая всероссийскими и международными, проводятся на классических языках. Считается, что только так, не используя встроенных библиотек и модулей, человек может показать свой талант программиста. Но это уже касается избранных.

Понимаю, что не все придерживаются этой точки зрения. Но убежден, что если мы сегодня поддадимся и оставим в школе только компьютерную технологию, то уже скоро превратимся в страну - потребителя чужих компьютерных программ.

И хотелось бы, чтобы в стране наконец была выработана политика заинтересованности молодых программистов оставаться работать на Родине. Наверное, никто не сомневается, что в настоящее время это один из самых важных стратегических вопросов безопасности страны.

Валерий ПАНОВ, заместитель директора по информационным технологиям школы №1240, Москва