Основное внимание форума было уделено воспитательной роли словесности. О высокой ответственности учителей литературы говорили все почетные гости, выступившие на пленарном заседании. Напутствием прозвучали слова митрополита Волгоградского и Камышинского Германа о созидании души, о необходимости внимательного отношения к каждому ребенку. Ярким и запоминающимся стало выступление писателя Бориса Екимова, начинавшего свою трудовую деятельность в одной из школ Волгоградской области.
Не только о серьезных проблемах говорилось на форуме. Гостей ждала разнообразная культурная и экскурсионная программа, и это не случайно. Хозяева постарались  приготовить для учителей не только деловую, но по-настоящему праздничную программу. Организаторы продумали все до мелочей, удивив гостей грандиозной концертной программой, словом, сделали все, чтобы несколько дней в Волгограде запомнились на всю жизнь, стали одним из самых светлых воспоминаний. И это им удалось!
Татьяна Константиновна Косолапова, учитель литературы Вятской гуманитарной гимназии, председатель Кировского отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка, поделилась впечатлениями:
- Здесь нас порадовало все: и погода, и гостеприимство, и высочайший уровень мероприятий. Такие встречи нужны, они вдохновляют на дальнейшую работу, здесь рождаются новые идеи будущих проектов.
Для большинства участников форум стал площадкой для обсуждения волнующих проблем и обмена опытом. Татьяна Андреевна Свистунова, учитель Талданской средней школы Сковородинского района Амурской области, председатель регионального отделения Ассоциации учителей литературы, призналась, что ее больше всего волнует проблема приобщения школьников к чтению. Вместе со своими коллегами они много делают для улучшения ситуации, но до решения больного вопроса еще далеко. Многое определяется удаленностью от столиц, невозможностью приобретения новых книг современных авторов.
Один из дней был полностью посвящен методике и педагогическим подходам. Работа велась одновременно на пяти площадках. Площадкой, посвященной организации проектной деятельности в филологическом образовании, стал музей-заповедник «Сталинградская битва». Ее модераторы - Ольга Николаевна Левушкина, доктор педагогических наук, профессор Московского института открытого образования, и заместитель директора по УВР волгоградского лицея №5 Антонина Анатольевна Кириченко. На круглом столе выступили автор линейки учебников по русскому языку, доктор педагогических наук Алевтина Дмитриевна Дейкина, доктор педагогических наук Елена Ядровская и педагоги из многих регионов России.
На второй площадке - в Детско-юношеском центре Волгограда - речь шла о возрождении и развитии традиций преподавания русского языка и литературы. Модераторами были Елена Сайфетдинова, директор методического центра основного и среднего образования «Дрофа» - «Вентана-Граф» - «Астрель», и заместитель директора лицея №5 Татьяна Владимировна Бут.
В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете говорили о русском языке как основе российского образования. Секцию вела профессор кафедры литературы ВГСПУ Лариса Николаевна Савина. На этой же площадке прошел семинар заведующего кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени Чехова Андрея Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Учимся комментировать», вызвавший большой интерес словесников.
Четвертая площадка была организована в здании Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. Она была обозначена  цитатой из работы Сухомлинского: «Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев» - и посвящалась возможностям речи.
В лицее №5 имени Гагарина организовали пятую площадку - «Русская классическая литература и современность: диалог как основа изучения литературы и воспитания человека читающего, думающего и созидающего себя и мир культуры».
Любовь Васильевна Мартынова, учитель русского языка и литературы лицея села Долгоруково Липецкой области, посетила мастер-класс учителя волгоградской гимназии №1 Маргариты Яковлевны Крючковой, заслуженного учителя РФ:
- Признаюсь, что меня, когда я ехала сюда, больше всего интересовала организация проектной деятельности, которой и сама я активно занимаюсь. Хотелось услышать, как это получается у других, сравнить свои подходы и результаты. Но я увидела много других интересных технологий. Меня, например, впечатлила и вдохновила идея домашнего задания -  регистрация в сети ВКонтакте литературных персонажей.
В рамках форума прошел III съезд общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», образованной в 2013 году, на котором состоялись перевыборы руководства организации, были приняты поправки в устав, утвержден план работы на 2016-2017 учебный год. На сегодняшний день АССУЛ насчитывает 5622 члена и имеет 88 региональных и местных представительств в 71 субъекте Российской Федерации. Члены ассоциации входят в общественные палаты регионов и городов, в общественные советы при министерствах и ведомствах, в учебно-методические объединения. За время деятельности ассоциацией разработана Концепция школьного филологического образования. Русский язык и литература, проведены десятки мероприятий всероссийского, международного и межрегионального уровней.
Об этом говорила с трибуны съезда председатель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Васильевна Дудова. По ее словам, все проведенные мероприятия были направлены на поддержание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных технологий преподавания, на объединение усилий учителей в формировании интереса у школьников к богатому наследию русской классической и современной литературы, на повышение воспитательной и развивающей роли русского языка в деле формирования у школьников гражданского самосознания.
Центральными событиями последнего дня стали урок Победы в музее-панораме «Сталинградская битва» и  выступление министра образования Ольги Васильевой. Она прочитала обращение к форуму Президента РФ Владимира Путина, сказала о значении форума, ассоциации учителей и предложила по всей стране проводить уроки, подобные уроку Победы.
В заключение участники форума обсуждали резолюцию АССУЛ.  К ее ключевым положениям относятся следующие моменты: необходимость усиления работы по формированию социальной привлекательности профессии учителя-словесника, закреплению в профессии молодых специалистов, обеспечению преемственности педагогических поколений, изучению и продвижению опыта и эффективных практик преподавания предметов «Русский язык» и «Литература».  Все  предложения были приняты, исполком обещал прислать проект резолюции на почту всем участникам съезда, чтобы каждый мог внести коррективы. Существенные поправки были внесены уже в процессе обсуждения. Например, после выступления петербургского учителя Сергея Федорова члены АССУЛ отказались от участия в «лингвистической полиции», от контроля за употреблением языка. Также было предложено восстановить в вузах специалитет по русскому языку и литературе.
Следующий форум решено провести в Санкт-Петербурге.

Волгоград