В центре дискуссии оказалось несколько ключевых проблем. Например, как можно, а как нельзя использовать полученные при оценке качества результаты для улучшения этого самого качества. К сожалению, примеры наказания невиновных и поощрения непричастных пока что встречаются везде: и в Казахстане, который первым приступил к системной работе по оцениванию качества образования, и в Таджикистане, где только начали вводить национальную систему оценивания. Второй вопрос, вызвавший неподдельный интерес: какие сигналы мы получаем от мониторингов и как конструктивно использовать рейтинги? Все, как один, отметили, что сейчас нужно сосредоточиться не столько на национальных экзаменах и даже не на мониторингах, которые, если честно, по-настоящему не встали на ноги ни в одной из наших стран, за исключением Армении и Белоруссии, сколько на внутришкольной культуре оценивания. Мы сошлись на том, что пока в средней школе царит пятибалльная, а по сути, трехотметочная система оценивания, повысить качество образования на уровне государства практически невозможно. Ведь подобная схема нацелена не на развитие ребенка, а на его квалификацию или дисквалификацию. Действуешь по образцу - «пять». Немного отступил - «четыре». Сильно отступил - «три», реже - «два». Но наши новые школьные стандарты призывают в первую очередь обеспечить развитие ребенка. Именно эта идея, а вовсе не равнение на образец, должна лежать в основе деятельности учителя.
В завершение встречи мы договорились о двух вещах. Во-первых, решили вместе создать пособие для учителя по современным методам оценивания. Во главе международного коллектива авторов согласился встать Кали Абдиев - руководитель Национального центра тестирования Казахстана. Во-вторых, договорились об учреждении сетевого университета переподготовки учителей и тестологов стран СНГ, который позволит вне зависимости от места жительства повышать квалификацию учителей и управленцев наших государств. Эту работу будут курировать российская Высшая школа экономики и Институт развития стратегии образования РАО.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.