Очевидно, что подход к изучению ИКТ должен сочетать изучение информационных технологий как средства реализации различных информационных процессов, а также как объекта изучения. Постижение именно научных основ информационных технологий является прерогативой курса информатики, навыки использования информационных технологий в различных областях деятельности человека должны формироваться во всех школьных предметах.

Каковы методические аспекты реализации описанного подхода? Прежде всего требуется целенаправленное изложение имеющегося материала курса информатики и его структурирование.

В существующих учебниках информатики идет речь об отдельных аспектах научных основ информационных технологий, таких как вопросы представления информации, формализация, алгоритмизация и другие. Однако ни в одном из них не акцентируется внимание на выстраивании цепочки, приводящей к решению этой задачи. Изучение информационных технологий не может осуществляться в рамках лишь одной из содержательных линий курса информатики. Различные компоненты ИТ должны рассматриваться в разных содержательных линиях курса, образуя систему обучения информационным технологиям.

Различные компоненты научных основ информационных технологий могут быть развернуты в содержании курса информатики на разных ступенях обучения.

В начальной школе ключевыми понятиями становятся понятия информации, информационного объекта, информационного процесса. Пропедевтика научных основ информационных технологий на этом этапе связана с формированием представлений о языке, как знаковой системе, представлением информации в виде последовательности знаков, элементах кодирования информации. В содержание курса информатики должны быть включены вопросы, связанные с понятием алгоритма, модели объекта или процесса.

В основной школе получают развитие содержательные линии, связанные с информационными процессами в системах различной природы, представлением информации, формализацией и информационным моделированием.

Сущность формирования научных основ информационных технологий состоит в том, что необходимо показать учащимся, как информационный процесс становится технологией. Для этого необходимо в базовом курсе рассмотреть вопросы, связанные с единством методов формального представления информации, а также с наличием алгоритмов, на которых основывается автоматизация процессов. Вопросы представления информации необходимо рассматривать через призму понятий языка, как системы знаков, структуры языка, формализации, как одного из аспектов технологизации информационных процессов.

Важнейший методический аспект изучения информационных технологий - их рассмотрение как совокупности реализующих их алгоритмов (программ).

Формирование целостной научной картины мира невозможно без использования аппарата моделирования. В связи с этим приобретает особую актуальность, как компонент научных основ информационных технологий, изучение информационных моделей и информационного моделирования. Содержательный компонент изучения информационного моделирования включает в себя понятия модели и моделирования, структуры модели, языка описания модели.

На старшей ступени школы информатика изучается в виде единых учебных профильных курсов, и ее содержание «подчиняется» задачам и интересам тех учебных предметов, которые определяют профиль образования в конкретном образовательном учреждении.

Постижение научных основ ИТ на этом этапе связано с изучением понятий системы, системно-информационного языка описания информационной технологии, вопросов кодирования, представления информации в виде инвариантных структур, используемых различными технологиями обработки информации.

Ирина РАСКИНА, доцент кафедры информатики и вычислительной техники Омского государственного педуниверситета