Инициатором масштабной акции стал республиканский комитет Профсоюза работников народного образования и науки. 24 сентября в регионе отмечали профессиональный праздник - День профсоюзов Татарстана, так что повод рассказать школьникам о своей работе был удачный.
- Мы не успеем оглянуться, как старшеклассники сдадут экзамены и поступят в вузы, - говорит председатель Татарского рескома профсоюза Юрий Прохоров. - Если наши дети уже в школе поймут, для чего созданы профсоюзы, в университете у них не будет дилеммы: вступать или нет в профсоюзную организацию. Так почему мы так мало рассказываем ученикам о том, кто их будет защищать и поддерживать в будущем?!
По словам Юрия Петровича, профсоюзные уроки в школах направлены не только на знакомство с историей и деятельностью профессиональных союзов, но и на воспитание у школьников гражданственности, чувства ответственности, а также развитие навыков общественно полезной деятельности.
Профсоюзного лидера образования в республике услышали. К проведению профсоюзных уроков подключилось свыше 40 районов Татарстана. Уроки проходили с 19 по 25 сентября. Занятия с учениками вели лидеры территориальных профсоюзных организаций, председатели профкомов, члены советов молодых педагогов, учителя истории и обществознания, классные руководители, ветераны профсоюзного движения. Так, за неделю только в Нижнекамском районе профсоюзные уроки посетили около 800 ребят, в небольшом Пестречинском районе, где чуть больше десятка школ, - свыше 400 старшеклассников. Во многих территориях, например, в Спасском или Алькеевском районах, подобные уроки организовали во всех школах без исключения.
Так что же такое профсоюзный урок? Как он проходит? Главный специалист по организационно-методической работе республиканского комитета профсоюза работников образования Татьяна Андреева уверена: строгих правил быть не должно. Главное, наладить диалог с ребятами, не нужно за 45 минут пытаться рассказать обо всем.
- Когда мы задумали эту акцию, естественно, подготовились: разработали проект примерного урока, составили яркую презентацию, - рассказывает Татьяна Алексеевна. - Нам очень помог опыт московской городской организации профсоюза, мы воспользовались наработками коллег, учли рекомендации Федерации профсоюзов РТ, специалисты которой по согласованию с Министерством образования и науки Татарстана, управлениями образования Казани и Набережных Челнов уже несколько лет регулярно проводят профсоюзные уроки в школах. Однако они носили единичный характер, а нам хотелось сделать уроки массовыми, привлечь весь профактив для масштабного охвата старшеклассников этой акцией.
Самыми популярными темами занятий стали «Российские профсоюзы: история и современность», «Профсоюзы и молодежь», «Достойный труд в XXI веке», «Трудовые права несовершеннолетних». Форма проведения уроков разнообразная: ролевая или деловая игра, беседа, дискуссия, круглый стол, викторина.
Некоторые педагоги придумывали просто невероятные вещи. Например, учитель технологии Васильевской кадетской школы-интерната имени Героя Советского Союза Николая Волостнова Светлана Фролова провела для семиклассников мастер-класс по изготовлению профсоюзных символов. Ребята из атласных лент и бусин сделали броши в виде эмблемы Общероссийского Профсоюза образования.
А в Ленино-Кокушкинской средней общеобразовательной школе Пестречинского района профком организовал конкурс «Право быть ребенком». Член школьного профкома Альбина Хайреева помогала ученикам выявить нарушения Трудового и Гражданского кодексов в сказках.
В Нурлатской гимназии одиннадцатиклассники работали в группах. Каждая создала профсоюзную организацию своей мечты, а затем школьники узнали, чем сегодня занимаются реальные профсоюзные объединения. Информация пришлась кстати, признались многие.
- Сегодня на уроке я узнала очень важную вещь, - говорит ученица 11‑го класса Анна Сагайдак. - Если в вузе, куда я собираюсь поступать, возникнут какие-то сложности, сразу же приду в студенческий профком. Я обязательно вступлю в профсоюз, потому что это интересно, полезно и позволит мне активно участвовать в общественной жизни университета.
Во многих учебных заведениях Кукморского района ученики сами готовили профсоюзные уроки: писали рефераты, создавали презентации, проводили анкетирование среди учителей и одноклассников, анализировали статьи профсоюзных газет.
Профсоюзные занятия смогли организовать даже для самых маленьких. Например, в Муслюмовском лицее к акции активно подключились учителя начальных классов, объявив конкурс творческих работ «Профсоюз глазами детей». В Новошешминской начальной школе - детском саду организовали конкурс рисунка на асфальте «Мы рисуем профсоюз». После небольшого опроса о том, что такое профсоюз, ребятам предложили взять мел и перенести свои ассоциации на асфальт. Кто-то изобразил семью, кто-то флаг и эмблему профсоюза, кто-то себя, своего учителя. В завершение конкурса всем участникам достались сладкие призы от профкома и памятные знаки.
Нужно отметить, что профсоюзные уроки проходили в рамках большого проекта «Профсоюзная неделя», который нашел отклик во всех первичных профсоюзных организациях - от детского сада до вуза. Члены профсоюза с семьями выезжали на природу, сажали деревья, благоустраивали территории школ и детских садов, проводили профсоюзные гостиные, конференции, выставки, флешмобы, конкурсы «Лучший профсоюзный активист», круглые столы для молодых педагогов, а также выпускали профсоюзные стенгазеты и буклеты, участвовали в соревнованиях.
За время республиканской акции «Профсоюзная неделя» проведено 1270 открытых профсоюзных собраний, около 2,5 тысячи заседаний выборных профсоюзных органов с чествованием лучших активистов и ветеранов профсоюзного движения. 156 молодых специалистов и более 10 тысяч студентов были приняты в Общероссийский Профсоюз образования.
В конце октября на заседании президиума республиканского комитета профсоюза состоится подведение итогов акции и награждение лучших территориальных и первичных профорганизаций. Также в ближайшее время планируется выпуск сборника, где будет представлен опыт всех, кто принял участие в «Профсоюзной неделе».

Татарстан