Два варианта решения этой задачи:

- систематическое использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения общеобразовательных дисциплин;

- реализация межпредметных связей информатики с дисциплинами различных циклов.

Навыки работы со средствами ИКТ, необходимые для формирования информационной культуры, учащиеся могут получить только на уроках информатики. Но для овладения современными средствами и технологиями работы в различных предметных областях необходимо использование на уроках информатики межпредметных заданий.

Анализ содержания курса информатики и информационных технологий в школе позволяет выделить 8 линий наиболее значимых для включения в структуру межпредметных связей и соответствующие им умения, владение которыми позволит учащимся получить навыки использования ИКТ в различных предметных областях.

1. Информация. Кодирование информации.

Иметь представление о кодировании генетической информации (биология).

2. Алгоритмизация и программирование.

Уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования (тесты по всем предметам).

3. Моделирование и формализация.

Уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере (все предметы).

4. Технология обработки текстовой информации.

5. Технология обработки графической информации.

Уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений:

Уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации.

6. Технология обработки числовой информации:

Уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.

Уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.

7. Технология хранения, поиска и сортировки информации.

Уметь применять табличные базы данных для построения и исследования компьютерных моделей.

8. Коммуникационные технологии.

Уметь создавать и публиковать в интернете Web-сайты.

Очевидно, информационное моделирование предоставляет наиболее широкие возможности для использования межпредметных задач.

Для разработки системы межпредметных заданий мы предлагаем использовать следующую схему (удобней рассматривать в рамках одного класса):

1. Выделить в каждом предмете (каждой теме) основные виды деятельности, для овладения которыми необходимо использовать ИТ.

2. Обозначить умения в области информатики и ИТ, которыми должен овладеть учащийся.

3. Подготовить систему задач из данной предметной области.

4. Включить подготовленные задачи в курс информатики в том же (идеальный, редко достижимый вариант) или более позднем временном промежутке.

Очевидно, для проведения этой работы недостаточно усилий только учителя информатики. Целесообразно привлечь предметников.

Екатерина СМАГИНА, учитель информатики московской школы №799