В нашей гимназии практикуется инновационный вариант преподавания информатики. Он предполагает освоение материала с помощью творческих работ.

При изучении темы «Графический редактор Paint» ученики 5-х классов рисуют бабочек и средневековые замки. Учитель на уроке ставит перед учениками задачи, включающие количество обязательных элементов (узоры, пятна - для бабочек; башни, окна, ворота, стены - для замков) и критерии оценки работы (соответствие цветовой гаммы, общий дизайн, применение технологии клонирования и т.д.).

Наибольший интерес вызывают творческие задания. Знакомясь в 6-м классе с графическим редактором Adobe PhotoShop, учащиеся должны создать портрет из предложенных на первом уроке фруктово-овощных элементов. Все элементы одинаковые, а полученные результаты поражают своим разнообразием.

По результатам работ, как правило, проводится творческий конкурс. Чтобы работы отличались друг от друга, ученикам необходимо приложить немало усилий. Роль учителя при таком варианте обучения очень важна. Он должен не только владеть технологией работы с приложением, но и обладать творческими способностями. Критерии оценки таких работ вырабатываются в процессе совместного с учащимися анализа их творений.

Работая с текстовым редактором Word, ученики младших классов создают визитные карточки и открытки. Часто работы, выполненные в одном приложении, повторяются в другом. Так, визитные карточки и открытки повторяются в редакторе PhotoShop и мультимедийном приложении Power Point. Изменяется технология, изменяются возможности, изменятся и сами работы учащихся. Они становятся более зрелыми и более интересными. Переходя от технологии графики к мультимедиа, ученики 7 класса выполняют проект «Туристические фирмы», который включает несколько слайдов и рассказывает о виртуальной турфирме, маршрутах, услугах и т.д. Особое внимание в этой работе уделяется единству стиля, соответствию цветовой гаммы, содержательной части. Каждый ученик при оценке его работы представляет ее, а остальные ребята принимают участие в обсуждении. Обсуждение работ вырабатывает общие критерии в выполнении дальнейших проектов.

Начиная с 8-го класса в гимназии принято предпрофильное обучение. Учащиеся выбирают классы по интересам (экономические, технические, историко-правовые, филологические). В 2002 году введен еще один профиль обучения - технологический. В технологическом классе большее внимание уделяется компьютерным технологиям.

В 9-м классе в технологии мультимедиа старшеклассники создают большие проекты по профилю своего класса. Так в экономических классах выполняются работы, связанные с экономическим развитием стран в различные периоды их развития. В историко-правовых классах - история развития стран и их влияние на мировые процессы.

Технологические классы подробно знакомятся с самыми современными компьютерными технологиями, изучая основы курса Media Art. В этом курсе предусмотрены работы по созданию концертных афиш, реклам, обложек к CD-дискам и книгам, верстка буклетов и газет, создание анимационных роликов с помощью Flash-технологий, создание и редактирование видеороликов в Adobe Premier. Создание рекламных роликов для художественных и мультипликационных фильмов. Учащиеся этих классов знакомятся с основами не только растровой графики, но и векторной, работая в Corel Draw. В программе предусмотрено создание 3D-графики и анимации.

В гимназии предусмотрены различные смотры работ учащихся, издание сборников графических и текстовых работ, проведение конкурсов по мультимедиа и Web-дизайну. В медиатеке гимназии, классах и методическом кабинете созданы постоянно действующие выставки. Лучшие работы учащихся в Web-технологиях выставлены на сайте гимназии www.shool56.spb.ru.

Ученики могут продемонстрировать свои способности на различных городских конкурсах и конференциях.

Такая форма преподавания дает хорошие результаты. Ученики не только успешно осваивают предмет и отдельные технологии, но и получают различные виды таких популярных ныне профессий, как дизайнер, программист, специалист в области мультимедиа. Кроме того, этот метод активизирует познавательные и творческие способности учеников.

Владимир АКИМОВ, заместитель директора по ИТ санкт-петербургской гимназии № 56