При разработке модели допрофессиональной информационной подготовки в школе мы выделили два подхода у субъектов в работе с информацией:

- технологический, при котором информационные технологии считаются средством повышения производительности труда;

- системно-деятельностный, при котором процесс обработки информации рассматривается как ресурс управления, принятия решения и развития с помощью средств вычислительной техники; позволяет на основании выполненного анализа и проведенного синтеза оценивать результат и прогнозировать деятельность.

При такой целевой установке можно определить следующие задачи курса информатики:

подготовка учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;

формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений на основе ресурсов, предоставляемых этой средой.

Судить о формировании у школьника информационной культуры можно по наличию у него определенных компетенций в отношении к продуктам информационной деятельности (как созданным им самим, так и другими людьми), к способам обмена этими продуктами, к способам их хранения, а также по отношению к техническим и программным средствам информационной деятельности.

Эти компетенции развиваются у учащегося постепенно, проходя исполнительский, технологический, экспертный, аналитико-синтезирующий уровни.

Профильное обучение в школе обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов и ориентировано на подготовку выпускников к последующему профессиональному образованию. Мы пошли дальше и, стараясь наиболее точно определить профильное обучение каждого учащегося в старшей школе, еще в курсе основной средней школы организуем классы предпрофильной ориентации, где максимально полно, учитывая профессиональное предпочтение учащихся, формируем представление о характере, содержании и технологии информационного обучения, которое будет определено в старшей школе, т.к. подготовка по информационным дисциплинам не только средство, но и цель, не только цель, но и средство, фактор, способствующий повышению уровня предпрофильной подготовки учащегося, уровня обученности предмету. Успехи обучаемого, его portfolio, возможность выбрать и реализовать оптимальную профессиональную и карьерную траекторию во многом связаны с информационной средой, сформированной в образовательном учреждении.

Людмила СЕРГЕЕВА, преподаватель информационных технологий тольяттинской гимназии №9