Под информатизацией, в данном случае, понимается ситуация, когда учащиеся, учителя, администрация школы использует компьютер как универсальное средство при решении разных задач, аналогично тому, как они используют навыки письма, чтения, элементарного математического счета. Пока для большинства потенциальных потребителей технологий обучения с использованием компьютера эти технологии объект изучения, а не средство.

Об отличительных особенностях изучения информатики в вузе в сравнении с другими дисциплинами позволяет судить опыт работы со студентами первого курса физического факультета при изучении дисциплин - «Информатика» и «Математический анализ». На первом этапе освоения математического анализа и информатики студенты испытывают сопоставимые трудности. Но причины этих трудностей применительно к этим дисциплинам имеют разную природу. Применительно к математическому анализу - эта дисциплина для большей части студентов более трудна при освоении, чем другие предметные области, изучаемые в вузе. Информатика для большей части студентов - сложная дисциплина.

Понятия «трудность» и «сложность» применительно к содержанию обучения разведены в работе В.П.Беспалько через ступени абстракции изложения учебного материала. Сложен для учащегося учебный материал, представленный на языке, ступень абстракции которого для студента недоступна. Его опыт в данной области находится на более низкой ступени или его нет совсем. И наоборот, студент не испытывает затруднений в усвоении учебного материала, когда его опыт соответствует степени абстракции изложения учебного материала. Эти особенности проявляются при освоении информатики как студентами физического факультета, так и слушателями подготовительного отделения.

Особенность изучения дисциплины «Информатика» в том, что на первом этапе, например, такие понятия, как «устройство компьютера», «виды памяти», «файловая система» и т.д., не могут быть изложены на уровне житейских понятий - на первом уровне абстракции. Поэтому, для многих студентов уровень подготовки которых соответствует уровню абстракции изучаемого материала по информатике, часто предлагается индивидуальный план изучения данной дисциплины.

Учебные планы по подготовке учителей-предметников организованы так, что информатика изучается, как правило, в течение одного семестра, причем занятия один раз в неделю. При отсутствии механизма, позволяющего использовать полученные навыки в области ИКТ при освоении других дисциплин, студенту этого времени недостаточно для формирования собственного внутреннего языка в данной предметной области.

Центральное звено в реализации процесса информатизации системы образования и общества - учитель-предметник, владеющий навыками работы в компьютерной информационной среде на уровне пользователя. Анкетирование учителей-предметников школ региона также свидетельствует о том, что среди них нет пользователей ИКТ. На вопрос анкеты входного контроля «у вас есть опыт работы с компьютером?», где было четыре варианта ответов, только 42 человека ответили, что «в общих чертах знаю, как набирать тексты», из 1673 человек (учителя информатики не учитывались). Следовательно, необходимо решать две задачи:

- создание модели подготовки будущего учителя-предметника, владеющего навыками работы в компьютерной информационной среде на уровне пользователя;

- создание модели подготовки учителя-предметника, использующего компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

Практика показала, что механизм компьютеризации школ оказался удачным, но первые шаги в подготовке учителя-предметника как пользователя ИКТ (а по сути, это первые шаги в решении проблем информатизации) оказались неудачными. Во-первых, сделаны они с опозданием, во-вторых, по нашему убеждению, неэффективно.

Многолетняя практика в реализации процесса информатизации в Барнаульском государственном педагогическом университете позволяет сделать выводы:

- в системе высшего педагогического образования не создан механизм подготовки будущего учителя-предметника к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности; обусловлено это тем, что преподаватели, предметная область которых не связана с информатикой, не мотивируют студентов к использованию компьютерных технологий в учебном процессе;

- если студент поступил в вуз подготовленным как пользователь компьютерными технологиями, то независимо от мотивации со стороны преподавателя он использует ИКТ во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в учебном процессе, такой студент, став учителем, мотивирует учащихся к использованию полученных навыков на уроках информатики в практически значимых действиях, тем самым формируя элемент функциональной грамотности у учащегося в области ИКТ.

В результате апробации множества моделей, направленных на решение данной задачи, наиболее оптимальным оказался вариант, когда модель базируется на:

особенностях конструирования компьютерной информационной среды обучения;

потенциале педагогической системы образования, позволяющей реализовать процесс информатизации без существенных финансовых вложений.

В данном случае особенности конструирования компьютерной информационной среды заключаются в том, что появляется новый путь передачи и воспроизводства методического опыта. Во-первых, при отчуждении компьютерного варианта сохраняется отпечаток педагогической картинки, воспроизводимой потом без потерь каких-либо деталей. Во-вторых, воспроизводимый опыт не зависит от психических особенностей воспроизводящего. Он не транслирует его, как это происходит при традиционных формах передачи опыта, а сопровождает отчужденную педагогическую картинку. Поэтому обучающего называют тьютором. Такая особенность компьютерной информационной среды позволяет человеку менее опытному как в предметной области, так и во владении методикой обучения добиваться результатов аналогичных тем, которые мог бы получить непосредственно создатель данного опыта.

Потенциал педагогической системы образования позволяет готовить тьюторов без создания дополнительных структур и вложения средств из числа студентов - будущих учителей информатики. Использование данного потенциала позволяет эффективно решать задачи довузовской подготовки будущих студентов педагогического вуза, для которых, в процессе обучения в вузе компьютер является не объектом изучения, а универсальным средством обретения знаний.

Используемые модели направлены на подготовку учителя к работе в компьютерной информационной среде обучения, когда меняется роль обучаемого и обучающего, но реализуется это в рамках традиционных технологий повышения квалификации учителей, через создание центров обучения в рамках отработанных моделей, где учитель может повышать квалификацию через определенные промежутки времени. Такая модель на данном этапе информатизации системы образования, видимо, остается эффективной, когда речь идет о методической составляющей и владении предметной областью в педагогической деятельности учителя. В таком центре может быть сосредоточен интеллектуальный потенциал региона. Специалисты, способные эффективно осуществлять такую подготовку учителя, - «штучный товар». Но речь идет о компоненте в функциональной грамотности учителя - элементарных навыках владения ИКТ. По нашему убеждению, неэффективен подход, когда при наличии современных компьютеров в школах создаются центры, где количество компьютеров при любом разумном финансировании ограничено и где ликвидацией компьютерной безграмотности занимаются высококвалифицированные преподаватели, что требует немалых средств на оплату труда.

Особенности конструирования компьютерной информационной среды обучения и потенциал педагогической системы образования позволяют готовить тьюторов и направлять их для обучения ИКТ учителей-предметников.

Александр ОВЧАРОВ, заведующий кафедрой теоретической физики Барнаульского государственного педуниверситета