Актуальность информатизации образования подтверждается принятием Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Ее реализация осуществляется весьма стремительными темпами: подготовка концепции электронных учебников, разработка методологии создания системы образовательных порталов, внедрение системы поддержки информационного пространства на уровне школы. Министерство образования и науки заказывает электронные учебники,организуются региональные центры по подготовке и переподготовке учителей школ и преподавателей вузов, разрабатываются интегрированные автоматизированные информационные системы (ИАИС).

Информационно-образовательная среда современного школьника - сложная составляющая традиционных методов обучения с вкраплением инновационных подходов. Перестройка системы образования последних десятилетий привела к тому, что программа средней школы больше похожа на разноцветное лоскутное одеяло, чем на единую образовательную среду. Поспешность проведения Федеральной целевой программы «РЕОИС» и общая реформа школьного образования могут привести к тому, что целостность системы образования будет утрачена.

Современная практика введения информационных технологий в образование показывает наличие глубочайших противоречий между системным характером педагогического процесса и разрозненными, зачастую методически и методологически не обоснованными попытками разработки и внедрения средств информационных технологий в учебные курсы, не учитывающими вопросы обеспечения целостности и преемственности образовательного процесса.

Нынешняя реформа общеобразовательной системы должна устранить это противоречие. Кроме пересмотра обязательного минимума знаний, которые предполагается включить в новый образовательный стандарт, необходим целостный и четкий подход к информатизации всех учебных курсов школьной программы, т.к. современное применение информационных технологий на эмпирическом уровне не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса. Если разработкой и внедрением образовательных информационных программ будут заниматься различные ведомства и фирмы без системно-целостного подхода к развитию единой образовательной информационной среды, то результат реформы образования и проведения программы «РЕОИС» окажется ничтожным по сравнению с вложенными средствами.

Министерству образования и науки необходимо направить свои усилия на разработку такой целостной концепции, привлекая к ее созданию как имеющиеся централизованные ресурсы, так и теорию педагогического проектирования, информационные технологии обучения и новейшие разработки в области психологии познания. Такой подход явится одним из важнейших средств реализации новой государственной образовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития личности. Системно-целостный подход позволит все компоненты образовательной среды свести в единую и непротиворечивую систему, которой можно легко управлять и предвидеть последствия принимаемых педагогических решений.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс создает благоприятные условия для создания новых обучающих средств. Несомненным достоинством электронных средств обучения, и в частности электронных учебников, являются индивидуальный темп обучения и вариативность представления учебного материала.

Но до сих пор остается открытым вопрос современной компьютерной дидактики об иерархической классификации средств обучения применительно к их роли в учебном процессе. Какое место занимает электронный учебник или электронное издание в ряду существующей типологии видов компьютерных дидактических материалов (тренажеры, тесты, электронная книга и т.д.)? В этом ряду электронный учебник можно рассматривать как дидактический материал, включающий теоретическую и практическую части и позволяющий полностью организовать обучение данному предмету. При этом «учебник» в методической литературе определяется как основное средство обучения и противопоставляется второстепенным средствам - пособиям для обучаемого или преподавателя.

Теория учебника разрабатывалась педагогами в то время, когда основным носителем информации была книга. Понятно, что неукоснительное следование перечисленным выше требованиям при разработке дидактических материалов на электронных носителях невозможно.

Так как сейчас средства новых информационных технологий только начинают осмысливаться как инструмент образования, то имеющиеся программные продукты в своем большинстве не вписываются в традиционную схему проведения занятия. Весь учебный процесс необходимо подстраивать под них. Процесс модернизации образования длительный, и он не должен совершаться революционными методами.

Традиционная система образования складывалась веками. Два десятилетия назад она была признана лучшей в мире. Видимо, не все за годы «перестройки» утрачено безвозвратно. Поэтому следует непредвзято и всесторонне оценить преимущества и недостатки существующей системы образования и комплексно интегрировать в нее новые информационные технологии. И, следовательно, возникает вопрос о рациональном распределении всего объема курса между традиционным учебником и мультимедийным приложением к нему. Может быть, традиционный учебник - центральное звено обучения, он выполняет управляющие функции по отношению ко всем остальным составляющим учебно-методического комплекса, он традиционно лучше приспособлен для вдумчивого чтения, осмысления написанного, понимания прочитанного и повторения усвоенного? Печатный учебник призван научить отвечать на вопросы «Почему? Зачем? Откуда?», в то время как электронный - «Где найти? Как это выглядит? Как быстрее сосчитать?». Возможно, поэтому электронный учебник никогда не заменит традиционный, а только дополнит его теми элементами, которые печатный учебник реализовать не может. В электронном учебнике можно активно оперировать необходимой информацией, работать с моделями реальных процессов, самостоятельно проверять степень усвоения пройденного материала с помощью тестирования. Электронное учебное пособие может частично взять на себя функции преподавателя (интерактивность, взаимодействие, контроль) и печатного учебника (наличие информации, стремление к самостоятельному изучению материала). Его отличие от традиционного учебника - это существенная наглядность, красочность и динамичность представляемого материала, что существенно повышает мотивацию к учению.

Принятие Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» резко подтолкнуло производство электронной продукции. Происходит структуризация рынка разработчиков электронных изданий. Увеличился интерес к электронным изданиям со стороны традиционных учебных издательств. Но при этом неактивно привлекаются к разработке электронных версий авторы традиционных учебников. Учитывая, что время разработок слишком ограничено, а отдельными направлениями занимаются разные участники тендеров, есть опасения, что единой концепции электронных изданий не будет.

Поэтому вопрос объектно-ориентированного проектирования электронных изданий учебного назначения стоит весьма остро. Если сейчас централизованно не осуществлять такое единое проектирование, то результаты программы «РЕОИС» и реформа школы вместо активизации всестороннего развития личности приведут к прямо противоположному результату.

Надежда МЕРКУЛОВА, преподаватель Международного славянского института (Волгоградский филиал)