В результатах PISA отразились изменения в системе московского образования. Фактически мы начали полномасштабную реализацию системы предпрофессионального профильного образования.
Исследование PISA - это лишь один из инструментов оценки уровня знаний московских школьников наряду с олимпиадами, диагностиками, единым государственным экзаменом. По результатам итоговой аттестации, Всероссийской олимпиады, независимых диагностик достижения наших учеников ежегодно растут и значительно превосходят российские показатели.
За последние годы значительно выросло число учащихся, набравших по итогам ЕГЭ по трем предметам больше 190 и 220 баллов соответственно. Доля выпускников, показавших результат 250 баллов и выше, выросла с 3,0 процента в 2010 году до 14 процентов в 2016 году, несмотря на то что объективность проведения единого государственного экзамена стала на порядок выше.
Повысились также и результаты московских школьников на Всероссийской олимпиаде. Количество победителей заключительного этапа начиная с 2010 года возросло с 76 до 145, и их доля достигла практически 40 процентов. Если говорить о призерах заключительного этапа, то их количество увеличилось с 203 до 554. Самое важное и приятное, что победители и призеры олимпиады - это не ученики только лучших школ Москвы, а ученики из 214 образовательных организаций.
Сегодня олимпиады являются драйверами роста качества образования в школах Москвы.
Еще одним фактором обеспечения массового качественного образования стала система проведения диагностических работ. В 2015 и 2016 годах показатель проведенных ученико-диагностик превысил 1 миллион. В 2013-м произошел перелом в динамике победителей и призеров.
Однако мы часто слышим, что образование за границей лучше, что их система образования более современная. Комплексно оценивая результаты школьников, нам важно было посмотреть, как соотносятся наши московские достижения с мировыми. Одним из ведущих мировых сравнительных исследований качества образования является PISA.
Участие в исследовании, которое было проведено в мае 2016 года, приняли 609 школ Москвы, более 42 тысяч учащихся. Объективность исследования обеспечивалась международными наблюдателями, проверкой работ независимыми экспертами, многоступенчатым анализом ОЭСР достоверности результатов. По итогам международной проверки результаты всех 609 школ признаны достоверными.
Результаты московских школ нас порадовали. Они сопоставимы с такими общепризнанными лучшими школами мира, как школы Шанхая (Китай), Сингапура, Гонконга (Китай), Финляндии, Японии, и намного опережают результаты школ большинства стран ОЭСР, в том числе европейских.
Школы Москвы имеют большее количество учащихся, показавших высокие уровни читательской и математической грамотности, в сравнении со средними результатами PISA-2012 (последнего исследования, данные которого уже опубликованы) по России. А это значит, что наша система образования при сохранении ее академичности и фундаментальности успешно развивается в сторону практического применения знаний.
В области математической грамотности московские школы демонстрируют самые высокие результаты. 100 лучших школ Москвы по своим результатам опередили Сингапур и Гонконг.
Школы Топ-100 - это крупные школы, в которых обучаются более 23% всех школьников Москвы. Это означает, что каждый четвертый московский школьник учится в школе - мировом лидере по качеству образования.
Школы Топ-300 (63 процента московских учащихся) дают результаты, сопоставимые с 10 лидирующими образовательными системами мира.
Проведение исследования PISA не было для нас самоцелью. Наша цель - качественные результаты каждого московского ребенка. PISA не станет для нас основным ориентиром для развития системы московского образования. Мы увидели, что в части функциональной грамотности (применения знаний на практике) мы в числе мировых лидеров.
Именно глубокие академические знания, фундаментальность нашего образования позволили достичь инженерных высот в советские времена. Эффективность ухода от академичности в образовании еще никем не доказана.
В этой связи интересно посмотреть, как учащиеся других стран сдали бы единый государственный экзамен, какие результаты они смогли бы показать. Совсем скоро мы запустим электронный сервис для школьников по самооценке образовательных достижений. В нем будут задания и формата ЕГЭ. Мы готовы привлечь учащихся из разных государств мира и дать им возможность пройти такую проверку. Будет очень интересно сравнить их результаты с результатами наших выпускников.
Москва один из крупнейших мегаполисов мира, и мы не можем не участвовать в процессе сопоставления крупных образовательных систем. Для нас такие исследования связаны с сотрудничеством с представителями других ведущих систем образования, обменом опытом по разработке интересных и современных заданий, организации образовательного процесса. Это часть нашей миссии как столицы.
Для нас очень интересен инструментарий PISA. В последние годы московские диагностики меняются в сторону большей практико-ориентированности, оценки применения знаний в реальных жизненных ситуациях. Соглашение о партнерстве с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) позволило нам организовать импорт современных технологий по оценке ключевых компетенций школьников, расширить имеющийся инструментарий исследований.
PISA даст возможность нашим школам увидеть сравнение результатов их учащихся с мировыми, провести анализ своей образовательной системы в контексте мирового опыта. В результатах PISA серьезно отразились изменения, произошедшие в последние годы в системе московского образования. Фактически мы начали полномасштабную реализацию системы предпрофессионального профильного образования.
В этой связи наша важнейшая задача - обеспечить комплексную интеграцию общего, дополнительного и профессионального образования, использовать возможности городской среды для обучения и развития школьников.
Приходя на разные уроки, ребенок порой видит разрозненные, никак не связанные друг с другом науки. Вопрос, который у него возникает: «А зачем мне нужны полученные знания?» Предпрофессиональное профильное обучение способствует развитию у учащихся навыков применения полученных знаний на практике, как в жизни, так и в выбранной профессии.
Реализация таких проектов, как «Университетские субботы», «Профессиональная среда», «Курчатовский проект», создание инженерных и медицинских классов позволяет ученику понять, какие знания, умения ему нужны и для чего. Это другой уровень мотивации, другой уровень практико-ориентированности. Все это формирует у учащегося понимание единой картины мира, конвергенции наук.
Московская модель позволила раскрыть возможности педагогов, учащихся, вовлечь в работу родителей, повысить ответственность школы за результаты, а значит, и доверие к ней. PISA для нас очередной рубеж, за которым продолжится ежедневная кропотливая работа с учениками.
Демонстрацию возможностей и результатов своих образовательных организаций представили на пресс-конференции два московских директора - Ирина Сивцова и Ирина Патрикеева.
В своем выступлении Ирина Патрикеева, директор Государственной столичной гимназии, сказала о том, что высокие результаты самого масштабного регионального участия в международном исследовании грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания считает отражением совокупности факторов:
- высоких требований к московскому учителю, управленческой команде;
- эффективной системы оплаты труда педагогов с опорой на результат;
- мотивации школ на высокие результаты (в том числе на рейтинг);
- интереса школьников к высоким достижениям, реального стремления педагогов к качественной работе;
- активного участия управляющих советов в развитии школы;
- современного оснащения московских школ.
- Мы воспринимаем PISA как исследование, которое позволяет оценивать развитие функциональной грамотности в каждой школе, а значит, пусть и опосредованно, увидеть качество полноценной реализации ФГОС. Это важно для организации школьного образования как предпрофессионального профильного, при котором ученик видит, зачем он изучает тот или иной предмет, учится применять знания в практической плоскости. Теория, академические знания, которыми ценно российское образование, не оторваны от практики и реальной жизни.
В этом году мы смогли увидеть результат нашей региональной системы образования - лидера в реализации новых подходов в управлении школьным образованием. Для меня как руководителя крупной образовательной организации важно удостовериться в том, что предпринятые шаги по присоединению к гимназии не самых успешных школ, по обновлению образовательной программы, нацеленной на достижение конвергентности образования, уже через 3-4 года дают широкие позитивные результаты.
Наблюдение изнутри за тем, как проходило исследование, без специальной подготовки учащихся, при выборке участников с разным уровнем академической подготовки, с соблюдением всех требований объективности и независимости, определило высокий уровень доверия этим результатам. Смею предположить, что педагогическое сообщество видит результаты московских школ в исследовании PISA в контексте других независимых результатов: диагностик - МЦКО, ГИА, Всероссийской олимпиады школьников.
Итоги PISA - это для нас показатель уровня московского образования, интересно увидеть результаты школы с мировых позиций. Как и многие другие руководители, я ожидаю развернутого анализа результатов гимназии, которые станут для нашего педагогического коллектива основанием глубокого анализа и «донастройки» системы, потому что критериальный подход стал для московских школ нормой.
Благодарю всех за возможность принимать участие в исследовании, позволившем всем нам, педагогам, родителям, учащимся, с одной стороны, убедиться в верности лучшим академическим традициям российской школы, в успешном освоении современных мировых форматов оценки качества образования, в социальном эффекте развития московской системы образования, но в то же время сохранить рефлексивный подход к управленческой практике.
Ирина Сивцова, директор Курчатовской школы, отметила, что не удивлена результатами этой диагностики, так как в школе постоянно проводят внешние и внутренние диагностики уровня обученности школьников, и выстроена система ранней предпрофессиональной профильной подготовки.
- В составе школы 4  общеобразовательные школы, 2 - для детей с ОВЗ, 11 дошкольных отделений, 1 лаборатория конвергентного образования, центр дополнительного образования. Обучаются 4000 человек, 126 классов школы. В параллели от 9 до 16 классов. В апреле 2016 года школа участвовала в международном исследовании функциональной грамотности 15-летних. 5-6-е классы Курчатовской школы работают по направлениям: естественно-научное, лингвистическое, гуманитарное, математическое и общеобразовательное. В рамках естественно-научного направления выделены дополнительные часы на предметы «Естествознание» и «Математика». Дети, которые изучали курс «Естествознание» в 5-6-х классах, качественнее выполняют лабораторные работы в старших классах. Лингвистическое направление: английский язык и немецкий язык по выбору учащихся. На уроках русской словесности учащиеся проводят анализ текста, что развивает функциональную грамотность.
Курсы по выбору помогают учащимся определиться с профилем. Начиная с 7-го класса учащийся может выбирать 1-2 курса и менять их через год, при этом попробовав себя в различных направлениях. Курсов по выбору в нашей школе значительно больше. На слайде показана лишь часть из них. Результатом работы учащихся на курсах по выбору становятся мини-проекты, что тоже готовит их к проектной деятельности в старшей школе.
Предпрофильные 9-е классы подразумевают увеличенное количество часов по профильным предметам. Если к 9-му классу учащийся еще не определился с выбором направления, то он обучается в общеобразовательном классе и выбирает себе курсы по своему усмотрению. Учащиеся предпрофильных классов мотивированы на обучение в 10-м профильном классе. В качестве предметов для сдачи ГИА учащиеся обычно выбирают профильные предметы и успешно их сдают.
Набор в 10-е профильные классы проходит по результатам ГИА-9. В настоящее время в школе реализуются 4 профильных направления, которые формируются по запросу учащихся и их родителей. Медицинский и технологический классы существуют в школе давно, 2 других профиля сравнительно молодые. Рассматривается вопрос создания в школе педагогического класса.
Во второй половине дня ребятам предлагается дополнительное образование не только в стенах школы, но и в рамках сетевого сотрудничества. Это курсы «Шаг в медицину» для медицинских классов, школа юридического психолога для классов «Юридическая психология». В этом году ребятам всех профилей предлагается получить среднее специальное образование к окончанию 11-го класса в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ». Тем самым реализуется профильное предпрофессиональное образование.
Курчатовская школа идет в ногу со временем, темпами, которые задает московское образование. Мы участвуем во многих проектах Департамента образования города Москвы, таких как медицинский класс, инженерный класс, кадетские классы, Курчатовский проект. Реализация проектов - это эффективное научное руководство, расширение тематик исследований, содержательное участие в исследованиях, повышение качества профессиональной подготовки педагогов.
Зачастую дети видят предметы в разрозненном состоянии: отдельно физика, химия, история. Учителя в нашей школе планируют урок с учетом особенностей профиля. Мы перестроили работу наших методических объединений - от предметных к метапредметным кафедрам по параллелям. В качестве проекта предполагается создать сборник физических задач для медиков. Таким образом, создается целостная картина мира.
Лаборатория конвергентного образования является экспериментальным полигоном для учащихся всего комплекса. Здесь установлено современное оборудование. Кроме того, в условиях лаборатории можно проводить интегрированные уроки и работать над межпредметными проектами, используя биологическое, химическое, физическое и медицинское оборудование. В основном оно используется профильными классами для проведения практикумов, для проектной и исследовательской работы, а также для пропедевтической работы в младших классах.
Индивидуальный проект - обязательный предмет учебного плана в 10-11-х классах. Учащиеся могут выбрать тему проекта, не связанную с их профилем обучения. В качестве проектной работы сделан атлас желудка и почки, самостоятельно препарированы органы свиньи и сделаны фотографии. Ученица технологического класса делала проект по косметическим средствам, в котором начинала правильно читать состав косметики. Метапредметный проект про атомную бомбу, который совместил в себе историю, физику, право и другие предметы. Учащийся медицинского класса работал над проектом «Танк Т-34», где в качестве практической части создавал 3D-модель танка.
Школьники участвуют в большинстве олимпиад, проводимых в городе, и стабильно занимают там призовые места. В этом году у нас были призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике и астрономии. 31 ученик стали победителями и призерами регионального этапа олимпиады. 36 учащихся получили дипломы и грамоты Московской олимпиады школьников. Учащиеся также активно участвуют в олимпиадах «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», Сеченовской и Курчатовской.
Управляющий совет Курчатовской школы - площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса. Председатель УС Михаил Валентинович Ковальчук.
Разработана программа взаимодействия с Курчатовским институтом: научные четверги, месяц науки, неделя научного кино и другие знаковые мероприятия. Для учащихся школы организуются экскурсии на территории Курчатовского института в действующие лаборатории. А для учащихся начальной школы проводятся лекции научных сотрудников Курчатовского института, например «Физические приключения демона Максвелла» для 3-х и 4-х классов.
Результаты PISA показали, что московское образование развивается достаточно эффективно, оно современно и решает актуальные задачи.