Кто сказал, что рынку труда требуются исключительно высококвалифицированные и грамотные рабочие? Рынку специалисты разные важны и нужны, в том числе финансисты, разбирающиеся в премудростях рыночных отношений. Если учесть, что нынче именно Минфин диктует, какой быть государственной политике во всех сферах и областях, значение финансиста неизмеримо возрастает. Вопрос в том, как их отобрать, этих будущих финансовых гениев, как подготовить и куда устроить на работу. На все эти вопросы гимназия №1518 вместе с Финансовой академией дает исчерпывающие и, главное, практические ответы.

В этой школе самым причудливым и одновременно самым естественным образом переплетены прошлое и будущее, определяющие настоящее. Скажу сразу, что гимназия не молода - в этом году отметила 70-летие (все время - в одном, правда, реконструированном здании с новой пристройкой), значит, крепки традиции, интересна история - не случайно в гимназическом музее работают экскурсоводами самые опытные историки-гимназисты старших классов. С другой стороны, в нынешнем году гимназия стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая школа России-2004» - значит, вписывается в современное образовательное пространство и отвечает самым высоким требованиям. Добавлю еще, что в 2004 году выпускники получили 24 медали, Маша Козловская в прошлом стала абсолютным победителем Международной астрономической олимпиады, что дала школа сразу четырех победителей и призеров международного конкурса «Россия предпринимательская глазами детей», а победителей предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов не счесть. Но что интересно, те выпускники гимназии, что поступили в Финансовую академию, сплошь стипендиаты президента, правительства, Банка Москвы и Фонда Потанина, их так много, что именных стипендий на них всех не хватает. Среди выпускников, получивших уже дипломы вуза, множество видных экономистов и банковских деятелей. На рынок труда выходят гимназисты, профессионально подготовленные и профессионально ориентированные. Гимназии же №1518 долгие годы сопутствует успех. Весь вопрос в том, как ей удается его добиться?!

Когда 14 лет назад Алла Георгиевна Грязнова предложила создать такую гимназию, рассказывает ее нынешний директор Марина Михайловна Фирсова, всем было понятно - академия нуждается в хороших абитуриентах и приложит все силы, чтобы такие абитуриенты были подготовлены. Но кто-то рассматривал этот проект как своеобразное натаскивание будущих студентов, дотягивание их до уровня вузовских требований. Рассматривал и ошибся. Из этого сотрудничества вышло некое удивительное явление - гимназия сама стала предлагать высочайший уровень обучения своих питомцев. Во-первых, при таком серьезном партнере, как Финансовая академия, у гимназии должна быть своя гордость, основанная на высочайшем уровне и качестве работы. А во-вторых, будущий банкир должен быть очень хорошо образован и развит. Сегодня проще сказать, чего в гимназии нет, чем перечислить все, что есть. Это и Малая академия наук, и включенные в школьный компонент базового учебного плана экономика, математика для экономиста, деловые русский и английский языки, этика и психология делового общения, профильное обучение по универсально-экономическому направлению, набор элективных курсов. Уроки идут обычные, но есть и лекции сразу для нескольких классов, которые читают академические профессора. К слову, в гимназии есть свои кафедры, которые сотрудничают с кафедрами академии.

Понятно, что ребят готовят к поступлению в вузы, но при всей важности этой задачи не мала ли она для такого уровня обучения, ведь дети так устроены, что не могут все откладывать на будущее, им нужно узнанное использовать чуть ли не сразу. Вот эту особенность и потребность педагоги гимназии и академии используют широко, предлагая своим питомцам участие в реализации самых различных экономических проектов и достигая тем самым смычки теории и практики. Совсем не случайно гимназия в прошлом году стала экспериментальной площадкой Российской академии образования: она первой в стране приступила к решению задач непрерывного экономического образования, разработала учебные программы по экономическому образованию с 5-го по 11-й класс, создала образовательную среду социально-экономического содержания, которая позволяет интегрировать знания различных образовательных областей, что способствует формированию у школьников цельных, универсальных знаний о мире. Ноу-хау гимназии - комплекты дополнительных материалов экономического содержания к учебникам по различным предметам. Кроме того, здесь идет учебно-исследовательская работа учащихся по актуальным социально-экономическим проблемам.

Словом, что касается теории и обучения, в гимназии все обстоит прекрасно. Но ведь не секрет, что очень часто хорошо подготовленный школьник потом поступает в вуз и обнаруживает, что выбрал совсем не ту профессию. Нет профориентации - трагедия в судьбе. Гимназия и тут идет впереди России всей. Она ввела так называемые профильные пробы.

Профильные пробы - это летняя практика, три недели работы на реальном предприятии, в фирме или в банке. Связи по социальному партнерству налаживать было непросто хотя бы потому, что серьезные и состоятельные предприятия до недавних пор кадровых проблем не ощущали. Ведь на рынке труда специалистов - пруд пруди, кого хочешь - того найдешь, можно даже проводить конкурсы с высокими требованиями. Но это - сегодня, хотя и сейчас уже появляются сложности в подборе тех кадров, которые не только получили нужные знания, но и пригодны к работе на данном рабочем месте и даже способны сделать успешную карьеру. Некоторые фирмы готовят для себя специалистов, что называется, штучно. Это, во-первых, хлопотно, во-вторых, дорого. Дешевле и рациональнее оказывается социальное партнерство с учебными заведениями. Но если раньше речь шла о партнерстве исключительно с вузами, то теперь в круг сотрудничества включаются уже и школы, такие, как гимназия №1518.

У гимназии нынче два десятка финансовых и производственных социальных партнеров. Это Центральный банк России, Международный Московский банк, Сбербанк России, Интерпромбанк, Внешторгбанк, Банк «Возрождение», Первый инвестиционный банк, Россельхозбанк, Юниаструм-банк, Вега-банк, Банк «Еврофинанс», СВА-банк, Альфа-банк, Московская Межбанковская валютная биржа, а кроме того, Кондитерский концерн «Бабаевский», Производственное объединение «Аллегро классика».

А теперь представьте, что в эти организации приходят шустрые, умные, заранее изучившие в теории все особенности работы предприятия. Зоркими глазками они вглядываются во все, вникают в детали и начинают вносить предложения. При этом каждый примеривается на то рабочее место, которое в будущем может занять сам. Конечно, поначалу кадровые работники посмеивались и всерьез школьников не воспринимали, но вскоре поняли: ребята - серьезные партнеры, которые могут помочь им в выявлении узких мест, просчетов в организации. Апофеозом стало выступление Димы Яшникова на правлении компании «Трансаэро» с докладом о перспективах развития гражданской авиации в России. Специалисты выслушали доклад с большим вниманием и высоко оценили исследовательскую работу Дмитрия. А потом так же серьезно отнеслись к ней члены жюри международного конкурса «Предпринимательство глазами школьников», отдавшие гимназисту Яшникову бесспорную победу.

Вот такие профессионально ориентированные и уверенные в правильности своего профессионального уровня приходят на учебу в Финансовую академию. «Я уже знаю, - признается Алла Георгиевна, - что самые лучшие студенты первого курса, которые приходят к нам, - выпускники гимназии. А ведь им приходится в очень трудной конкурсной борьбе завоевывать право на поступление, скидок на «родство» академия гимназистам не делает, все по-честному. А если введут ЕГЭ, то не сомневаюсь, что выпускники 1518-й сдадут его на самые высокие баллы».

Карьера гимназистов, видимо, всегда будет складываться успешно, потому что педагоги гимназии и профессура академии постоянно вносят коррективы в учебный процесс. Ведь главная миссия гимназии - подготовка конкурентоспособной личности, отвечающей всем самым высоким требованиям рынка труда. Самое интересное, что в двухуровневую систему подготовки конкурентно способной личности в гимназии включен помимо ученического, еще один - учительский. Здесь подготавливают и конкурентоспособного учителя, и это тоже ноу-хау, без которого обеспечить высокое качество обучение учеников нельзя.