Александр КАРАМНОВ, руководитель Центра молодежного инновационного творчества, г. Тамбов:  

- В нашем объединении дети занимаются второй год. Мы стараемся вовлечь их в инновационную творческую деятельность. Целевая аудитория нашего центра - школьники, причем работаем уже с пятиклассниками, но при этом не отказываем в помощи студентам и молодым специалистам. Если у ребят есть какие-то свои проекты или требуется помощь, то мы помогаем, например, распилить деталь, спаять, тем более что основное направление нашей деятельности - это робототехника, работа с электронными компонентами, со станками с ЧПУ, с оборудованием для прототипирования. Проекты с младшими ребятами мы как раз начинаем с малого - с прототипирования, а когда подрастают, то вовлекаем в программирование. Более старшие ребята занимаются робототехникой: от конструирования предметов до сложных систем.
В перспективе мы бы хотели, чтобы на нашей базе могли заниматься ребята из всех школ, тем более что на площадках технопарка проводится много различных технических конкурсов, но пока материально-техническая база этого не позволяет.

Виктор КУЗЬМИН, учитель информатики, Наталья Худякова, учитель химии гимназии №2,
г. Новосибирск:

- Наша гимназия № 2 входит в Топ-500, поэтому мы стараемся внедрять у себя все передовые технологии. В ближайшем будущем на базе гимназии планируется открытие центра инженерного образования и технопредпринимательства, в структуру которого войдут лаборатории прототипирования, инженерной графики, робототехники, мехатроники и т. д. Мы представляем это себе как интеграцию общего образования и дополнительного образования. Сегодня, к сожалению, наблюдается некий перекос, а именно: кружки вне школы живут своей отдельной жизнью, не понимая, чем живет школа, а ведь талантливых детей мы растим вместе с коллегами, причем с первого класса. Когда какой-либо педагог дополнительного образования приходит и говорит, что у нас гениальный ребенок, то это не является новостью, ведь мы его знаем и поддерживаем.
Наши ребята мотивированные, они многого хотят, поэтому им нужны возможности, и эти возможности мы и пытаемся расширить, создавая ресурсный центр.
Мы уверены, что, интегрируя общее и дополнительное образование, мы формируем у ребенка причинно-следственные связи. Как, к примеру, интегрировать предмет «Информатика» с кружком инженерной направленности? Информатика сама по себе дает базовые первоначальные знания, а кружок инженерной направленности - это конкретные компетенции, где детей обучают трехмерному моделированию. Таким образом, когда есть первоначальные базовые знания, легко будет сделать шаг для реализации проекта, например, распечатке модели на 3D-принтере.
Детям важно дать направление, а в этом педагогу помогает не только педагогический, но и предметный опыт. Полученными знаниями дети могут оперировать. Для инженерной графики, скажем, они должны уметь читать чертежи, поэтому нужно подтянуть черчение. В трехмерных проекциях нужно понимать, как модель делится на части, поэтому нужна математика и т. д.

Нина Гуменюк, заместитель директора по научно-методической работе лицея №18, г. Калининград:

- Лицей №18 многопрофильный, но приоритетными являются физико-математический и химико-биологический профили. На нашей базе в 2008 году БФТУ им. И.Канта открыл малый профильный физико-математический факультет. Этот факультет объединяет детей с 7-го по 11-й класс, которые выбрали физику, математику, химию, биологию, информатику профильными. С 1991 года мы сотрудничаем с университетом в плане сопровождения исследовательской, проектной деятельности, технического творчества, и это сотрудничество продуктивно, потому что в нем участвуют как преподаватели и студенты университета, так и ученики, и педагоги лицея. Это такое разновозрастное сообщество людей, увлеченных идеей инженерного и естественно-научного образования.
В 1991 году наш лицей вышел на систему Эльконина - Давыдова, и мы считаем, что теория учебной деятельности до сих пор является серьезной методологической основой инновационных процессов в образовании. Выйдя на систему Эльконина - Давыдова, начальная школа стала работать в системно-деятельностном режиме. Появился новый выпускник начальной школы, с которым уже невозможно было работать по-старому.
В 2012 году у нас открылось ученическое конструкторское бюро. На его базе были сосредоточены технические ресурсы - станки с ЧПУ, 3D-принтер и т. д. А недавно нам вернули учебно-производственный комбинат (УПК), который исторически располагался в здании нашей школы. На базе УПК уже обучались несколько других школ, поэтому у нас возникло сетевое сообщество по преподаванию предмета «Технология». Когда нам вернули здание, мы поняли, что наш лицей имеет все шансы стать технолицеем. Правда, мы в этом отношении не радикалы, поскольку считаем, что дети, прежде чем работать с высокими технологиями, должны научиться работать руками. Поэтому саму технологию мы воспринимаем как метапредмет, который интегрирует в себе все остальные предметы, изучаемые в школе. На технологии тогда лежит задача формировать запрос на знание базовых учебных предметов, таких как информатика, математика, химия, биология, физика.
Исходя из этого, мы придумали модель, которую положили в основу нашего проекта «Технообразование. 21 век». Она представляет собой воронку, где самая верхняя широкая часть - это технология как обязательный учебный предмет, входящий в основную образовательную программу. У нас этот предмет построен на основе модульного подхода. Каждую четверть ребенок выбирает модуль, причем в ситуации реального выбора модуля, и каждый из детей должен в течение года освоить 4 модуля (например, в 5-м классе это три модуля по обработке материалов разных и один модуль из высоких технологий, например, видеоаудиомонтаж), и, осваивая эти модули, дети могут работать как руками, так и головой.

Ирина КОТЕГОВА, заместитель директора по инновационным технологиям школы №10,
г. Пермь:

- Мы школа №10, которая осуществляет дополнительное образование детей в ИТ-направлениях: программирование, робототехника, облачные технологии. Мы очень плотно сотрудничаем с партнерами - предприятиями г. Перми. История, с которой мы заявились на данный конкурс, началась с того, что мы с партнерами реализовали кейс «Умный дом». Партнеры нам сказали, что это прорывная технология, с которой они работают и которую потом будут продавать. Поэтому они предложили нам именно эту тему, причем дали специалистов, которые работали с детьми. Вместе с ними мы создали реально работающий прототип. Это модель, где есть освещение, автоматическая дверь, поливочный автомат. Есть смартфон, и есть программа для него, которая обрабатывает голосовые команды. Допустим, ребенок командует смартфону: «Полить цветы!» Смартфон обрабатывает голосовую команду, дает команду процессору, на котором умный дом построен, процессор включает насос - и идет полив цветов. Таким образом, с помощью наставников дети не только собрали модель, но и запрограммировали ее.
Справившись, мы подумали, что нечестно, когда работают всего 20 детей, а остальные не могут работать, потому что не знают, как. Поэтому наш перспективный план - создать проект «Умный дом», где было бы предусмотрено обучение именно технологии со старта и до выполнения проекта: программирование, сборка, придумывание функций умного дома. Причем мы хотим сделать этот проект для всего Пермского края. Чтобы на базе нашей школы собрались ребята, с которыми можно провести мастер-классы и пройти через этапы выполнения проекта, а затем защиты умного дома. Те, кто не сможет приехать, будут включены в работу онлайн. У нас есть точечный опыт реализации проекта «Умный дом», и теперь мы хотим, чтобы с проектом ознакомилась как можно более широкая аудитория детей.
Нам кажется важным заниматься с детьми техническим творчеством потому, что мы в свое время упустили целое поколение ребят, не дали ему возможности реализовать увлечение инженерной мыслью. Такие люди просто ушли в другие области и отрасли. Теперь необходимо научить детей прикладывать усилия к получению наукоемких профессий.

Алевтина ПЕРВУШИНА, заместитель директора станции юных техников Устиновского района,
г. Ижевск:

- Проект «Школа инженерных искусств», который мы создали, уже апробирован, и по его итогам у нас получилось 6 проектных команд и 6 проектов. В «Школе инженерных наук» ребята могут заниматься в летнее время, что очень удобно, поскольку не отвлекает от учебы и позволяет в течение года не работать над проектом, а только вносить доработки.
Проекты у ребят получились разные, в том числе они создали устройство для определения отита, систему автоматического полива. Есть у нас и проект «Интеллектуальная пасека», который был подсказан детям жизнью. Существует реальная проблема: ульи роятся, и определить роение невозможно, иногда рой улетает, и получается, что пасечник остается ни с чем. Роение происходит в течение короткого периода, то есть в течение месяца, и при большом количестве ульев на пасеке потери могут быть очень большими. Ребята придумали специальные весы, которые помогают заметить, что в результате роения вес улья уменьшается. При этом «Интеллектуальная пасека» - довольно несложная система, которой нетрудно управлять.
Нужно заметить, что серьезные, качественные проекты получаются у ребят с 14 лет. Конечно, дошколята тоже уже умеют паять, но, чтобы у проекта было перспективное будущее, нужны серьезные знания и настроенность на определенный вид деятельности.

Андрей БЫСТРОВ, методист, педагог дополнительного образования станции юных техников, г. Волгодонск Ростовской области:

- Наша станция юных техников - единственное в городе учреждение технической направленности. Кроме основного здания, мы располагаемся еще в пяти клубах по месту жительства, то есть нашей сетью охвачен весь город. Это удобно, потому что всё рядом и ребятам не нужно никуда ездить. Также у нас заключены договора о сотрудничестве с 90% школ, и там ведутся занятия по направлениям, которых у нас много: судо-, авто-, авиамоделирование, картинг, ракетомоделирование, робототехника, 3D-моделирование, радиоконструирование и т. д.
В этом году мы отметили невероятный рост интереса к техническим направлениям на дне открытых дверей, что не может не радовать. Огорчает только то, что по-прежнему существует кадровая проблема. Молодежь не идет работать с детьми, а если идет, то надолго не задерживается. Конечно, главная причина в низкой зарплате. Например, молодой педагог без стажа и категории получает порядка 8 тысяч рублей. Для технических кружков требуется много расходных материалов, поэтому педагоги часто сами покупают необходимое. Но много ли купишь на такую зарплату?
Дополнительному образованию нужна поддержка не только на текущую деятельность, но и на развитие, а также необходимо задуматься о том, как стимулировать приход в него молодых технарей.

Елена ГУРВИЧ, методист, педагог дополнительного образования лицея №1553 им. В.И.Вернадского,
г. Москва:

- Наш проект касается развития школьного геолого-минералогического музея. Сначала наш музей был очень небольшим, затем нам выделили комнату, и мы сделали экспозицию, которая важна для тех, кто впервые знакомится с геологией, и для гостей лицея, в том числе юных и взрослых. В ней собраны, с одной стороны, красивые минералы и породы, а с другой стороны, те, о которых можно интересно рассказать и о которых люди мало знают. Например, в петровские времена плавили металл из озерной руды Карелии. На дне озер есть плиты, состоящие из железо-марганцевых конкреций, их добыча была налажена, и не зря. Присутствие марганца делало сталь более прочной, и пушки получались очень качественными.
В нашем музее много образцов, которые рассказывают истории о себе. Еще мы показываем, что один и тот же минерал может принимать разные формы. Сегодня в музее собрано более одной тысячи экспонатов, 90% из которых добыто детским трудом в различных экспедициях.
В лицее кроме базовых предметов есть специализации. Например, робототехника, философия, мифология, археология и т. д. У ребенка есть право выбора специализации, а также право заниматься большой практической работой: ездить в экспедиции, ходить в походы, работать в архивах. Все это служит одной цели - развитию исследовательского мышления. Зачем оно нужно? Общество всегда будет нуждаться в тех, кто умеет анализировать версии. Версионный анализ - это главная основа исследовательской деятельности. Если исследователь завязан на какую-то одну идею, объясняющую явление, то история науки показывает, что он терпит крах. Важно, увидев, удивиться, задать вопрос «почему?», создать несколько версий, а дальше собирать материал по принципу «а если эта версия правильная?». Если в голове нет нескольких версий и нет «примерки» к той или иной версии, то истину можно пропустить.