Олимпиада Национальной технологической инициативы
В прошлом учебном году олимпиада Национальной технологической инициативы (НТИ) состоялась впервые. На самом деле это вообще первое всероссийское командное инженерное соревнование для школьников. Организовали олимпиаду при поддержке Агентства стратегических инициатив и Российской венчурной компании ведущие вузы страны в области подготовки инженерно-технических кадров: Московский университет машиностроения, Томский политехнический университет и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Организаторы олимпиады преимущественно нацелены на развитие творческих способностей и интереса к научной и технической деятельности у школьников. Также в числе целей олимпиады - распространение и популяризация научных знаний, создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных детей, и одна из основных целей для всего допобразования в целом - содействие в профориентации подрастающему поколению.
Проходит олимпиада в три этапа, включая финал состязаний, в ходе которого участникам необходимо создать действующее устройство или программу, используя свои знания по математике, физике и информатике.
Принять участие в олимпиадных состязаниях первого отборочного этапа в дистанционном формате можно в любом регионе страны. Главное условие - наличие компьютера с доступом в Интернет. К тому же, по словам организаторов, такой формат позволяет вывести олимпиаду и на международный уровень: подать заявку на участие может любой школьник, причем не только из России.
В олимпиаде НТИ предусмотрены два уровня сложности - для 9-х и для 10-11-х классов. Конечно, никто не запрещает участвовать и более юным дарованиям, правда, понятно, что в таком случае им предстоит готовиться наравне со старшими товарищами.
Проводится олимпиада по нескольким профилям. В частности, профиль «Автономные транспортные системы» воссоздает реальную задачу получения, идентификации и доставки грузов в пункт назначения разными видами транспорта с учетом их взаимодействия с объектами инфраструктуры. Участники соревнования управляют беспилотным транспортом на суше, море и в воздухе, а также обеспечивают взаимодействие со спутниковыми системами.
Профиль «Большие данные и машинное обучение» погружает участников в выполнение задач, связанных с анализом больших объемов данных и разработкой приложений.
Профиль «Космические технологии» - это возможность попробовать себя в роли космического инженера, рассчитывая траектории посадки аппаратов на поверхность планет Солнечной системы, заниматься конструированием и программированием спутников.
Профиль «Интеллектуальные энергетические системы» посвящен решению задач построения «умных» электрических сетей, которые объединяют потребителей с различными источниками энергии, в том числе возобновляемыми, в единую систему, позволяя оптимизировать графики производства электроэнергии и минимизировать расход ресурсов.
Чем хороша олимпиада НТИ? Развитие навыков командной проектной работы - раз, возможность проверить свои способности стать инженером в уникальных областях - два, ну и, конечно, это шанс для тех, кто уже давно мечтает воплотить в жизнь собственный реальный конструкторский проект. Кроме того, планируется, что уже в этом учебном году олимпиада сможет войти в перечень Российского совета олимпиад школьников и будет давать возможность льготного поступления в профильный вуз.

Детские технопарки «Кванториум»

О проекте Агентства стратегических инициатив (АСИ) по созданию детских технопарков, кажется, знают уже все. И чаще всего не из официальных источников и СМИ, а по восторженным рассказам побывавших и видевших...
Начиналось все с Новой модели системы дополнительного образования детей, которая была одобрена Президентом РФ Владимиром Путиным на Наблюдательном совете АСИ 27 мая прошлого года. Тогда было объявлено, что с целью обеспечения школьникам доступа к наиболее современным программам дополнительного образования в области технологий в пяти регионах страны через год откроют 14 пилотных технопарков, или кванториумов. Для содержательного оснащения технопарков было разработано 12 образовательных программ по направлениям: авто-, аэро-, космо-, нейро-, био-, ИТ-, энерго- и нанотехнологии, геоинформатика, искусственный интеллект, робототехника и радиоэлектроника. Все образовательные программы разрабатывались здесь в партнерстве с промышленными предприятиями, вузами и НИИ. При этом специалисты - разработчики программ выразили готовность стать наставниками для детей в рамках придуманных ими программ.
Рассчитаны эти программы на школьников начиная с 7-го класса. Вначале ребята учатся простым инженерным навыкам: пайка, фрезеровка, сварка, осваивают простые языки программирования, базовые научные методы. Знакомятся с оборудованием, которое соответствует современным промышленным образцам. И все это происходит в игровой форме. Как считают в АСИ, такая подготовка - большой и качественный шаг на пути к соревнованиям такого рода, как, например, JuniorSkills.
Ну а те завсегдатаи кванториумов, кому хочется пойти еще дальше, переходят уже к решению более сложных задач под руководством отраслевых специалистов. Эти ребята уже всерьез готовятся к инженерным соревнованиям и международным олимпиадам по разным направлениям (робототехника, программирование и др.), участвуют в научно-практических конференциях и соревнованиях, таких как «Шаг в будущее» и Фестиваль науки.
Как отметила автор инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Агентства стратегических инициатив Марина Ракова, весь курс обучения в кванториумах рассчитан на два года. Занятия бесплатные. Посещать их может любой школьник.
Интерес к проекту огромный. За 2015-2016 учебный год в технопарках обучались 20 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В числе первых центрами притяжения новых технологий и продвинутой молодежи стали Ханты-Мансийск, Нефтеюганск и Набережные Челны. Так, в ноябре прошлого года детские технопарки появились сразу в двух городах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и в конце декабря - в Набережных Челнах (Республика Татарстан).
На этот год запланировано открытие еще не менее 12 подобных центров научно-технического творчества в 6 регионах России. В ближайшее время кванториумы появятся в Московской области. В подмосковном Королеве АСИ совместно с Объединенной ракетно-космической корпорацией проектирует центр, который станет опорным центром по компетенции космических технологий. Второй центр будет в Реутове, где получит развитие изучение нанотехнологий в части материаловедения. Открытие детского технопарка в подмосковном Реутове является одной из приоритетных задач 2016 года. На его базе смогут заниматься уже не только школьники, но и студенты.

Инженерная образовательная игра «Орбита»
Образовательная игра и инженерный симулятор «Орбита» была создана в рамках проекта «STEM-игры» при поддержке Центра интерактивных образовательных технологий МГУ имени М.В.Ломоносова и студии интерактивного образования «Skiller». Первый турнир по игре «Орбита» прошел в апреле 2014 года.
Турнир проводится Московским университетом машиностроения при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив и компании «Спутникс». Цель турнира - популяризация в России инженерных специальностей, STEM-направления (Science, Technology, Engineering, Math) в школах и аэрокосмической отрасли.
«Орбита» представляет собой симулятор космических программ освоения ближайших планет Солнечной системы и, по сути, является высокотехнологичным дополнением к образовательным программам в естественно-научной и технической областях.
В процессе игры команды по 3-5 человек превращаются в настоящие конструкторские бюро и работают над запуском своих космических аппаратов, используя все накопленные знания по математике, физике, логике и информационным технологиям.
Все действия игроков осуществляются в виртуальной среде и моделируются решением задач. Управление спутником также осуществляется путем решения задач: его необходимо вывести на рассчитанную орбиту, произвести съемку наземных и орбитальных объектов и затем приземлиться в определенной точке.
Турнир поводится в два этапа - заочный (виртуальный) и очный. На очном этапе участникам предстоит собрать модель спутника из конструктора, специально разработанного для турнира.
Участники «Орбиты» получают опыт инженерной деятельности, приближенный к реальному: от расчета элемента конструкции до сборки сложной гетерогенной системы.
Принять участие в игре «Орбита» могут школьники начиная с 8-го класса, а также студенты 1-го или 2-го курса вузов из любого региона России. Студенты более старших курсов и любые другие желающие могут сыграть вне зачета в онлайн-туре.
Для школьников и студентов предусмотрены разные задания и миссии. От школы и вуза можно выдвинуть любое количество команд.
В 2014 году в «Орбите» приняли участие почти 650 школьников 8-11-х классов из 30 регионов России - всего 146 команд. В 2015 году - уже более 2 тысяч человек, из них 311 школьных и 126 студенческих команд. Среди школьников наибольшее представительство было у десятиклассников.
Победителей турнира традиционно награждают ценными призами. Помимо этого все финалисты получают памятные грамоты. Участники, прошедшие вторую миссию онлайн-тура, по желанию могут получить сертификаты об участии в турнире.
Пока дети соревнуются, взрослые тоже не остаются в стороне. Для учителей, заинтересованных в STEM-направлении, разработан специальный курс повышения квалификации «Образовательные STEM-игры в обучении естественно-научным и инженерным дисциплинам для педагогов естественно-научного направления, математики и информатики».

Всероссийская робототехническая олимпиада
Всероссийская робототехническая олимпиада (ВРО) представляет собой соревнования по программированию интеллектуальных робототехнических систем. Олимпиада организуется при поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, правительства Республики Татарстан. Генеральным партнером мероприятия выступает Фонд перспективных исследований.
На базе университета «Иннополис» в Казани сформирован Национальный экспертный совет, который является и консультационным органом при организационном комитете олимпиады, в его обязанности входит обсуждение основных вопросов олимпиады - организация судейства, расширение списка категорий и т. д. В состав Национального экспертного совета входят ведущие специалисты в области образовательной робототехники, имеющие значительный опыт в организации и проведении мероприятий для детей, а также в подготовке ученических команд к интеллектуальным соревнованиям.
Всероссийская робототехническая олимпиада проводится в семи категориях: «Свободная категория», «Основная категория», «Студенческая категория», «Футбол роботов», «Творческая категория», «Роботраффик», «Водная категория».
Состязания идут более чем в 49 регионах России. Их потенциальным участникам должно быть не меньше 5, но и не больше 25 лет, таким образом, это могут быть учащиеся любого уровня образования.
В 2014 году в ВРО приняли участие 720 школьников и студентов. Это 373 команды из 42 регионов страны. В 2015 году представительство регионов было еще более внушительным - 55.
Для оценки результатов проведения олимпиады формируется судейская коллегия. В состав судейской коллегии обычно входят научные и педагогические работники, высококвалифицированные специалисты-практики в области высоких технологий, аспиранты и студенты профильных вузов.
Победители Всероссийской робототехнической олимпиады представляют страну на Всемирной олимпиаде роботов (World Robot Olympiad).

IT-школа Samsung
IT-школа Samsung - проект дополнительного образования в области информационных технологий и программирования, который был создан компанией Samsung в 2013 году. На сегодняшний день проект успешно реализуется более чем в 20 регионах России при поддержке Министерства образования и науки РФ и региональных органов управления образованием. Планируется, что за пять лет, на которые рассчитан проект, обучение пройдут более 5 тысяч школьников. Программа курируется сотрудниками Samsung Electronics.
Главной целью проекта является содействие в подготовке будущих инженерно-технических кадров, а также помощь в профориентации школьников старших классов и повышение их интереса к сфере IT-инноваций.
Проект «IT-школа Samsung» объединяет в себе комплексное технологическое решение для проведения учебных занятий - Samsung School - и уникальный специализированный учебно-методический контент, который был разработан опытными специалистами Научно-исследовательского центра Samsung Electronics при поддержке преподавателей Московского физико-технического института.
Обучение проходит в классах, оборудованных современной техникой Samsung. Занятия ведут профессиональные преподаватели, прошедшие дополнительное повышение квалификации. Причем Samsung Electronics самостоятельно покрывает все расходы на оплату работы преподавателей и оказывает поддержку в реализации образовательного процесса. Также компания ведет постоянный мониторинг результатов обучения и сопровождение работы участников проекта на местах.
Учебный курс по программе рассчитан на один учебный год - это 126 академических часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. К обучению в IT-школе Samsung приглашаются преимущественно школьники старших классов, увлеченные современными технологиями и программированием.
Содержание программы обучения строится по следующим направлениям: «Основы программирования (на языке Java, Си)», «Объектно-ориентированное программирование (на языке Java под Android)», «Алгоритмы и структуры данных», «Основы информационной безопасности», «Введение в базы данных», «Введение в WWW».
В 2014-2015 учебном году обучение прошли уже 1 тысяча старшеклассников. Половина из них успешно справились с контрольными заданиями на всех этапах программы и защитили индивидуальные проекты. Они получили сертификаты об успешном окончании IT-школы Samsung. А 5% выпускников были даже удостоены сертификатов с отличием.
Финальным аккордом обучения в IT-школе Samsung является защита индивидуального проекта - собственного мобильного приложения на платформе Android. Те, кто успешно прошел программу, завершают курс, значительно упрочив знания по основам информационных технологий, которые будут востребованы для дальнейшего обучения в профильных университетах.
Через год после запуска школы в компании Samsung Electronics решили, что педагогам также необходимы дополнительные знания, поэтому в рамках проекта были разработаны и проведены курсы повышения квалификации преподавателей.
Обучение состоялось в Москве в конце августа, в нем приняли участие 44 педагога из 20 городов России: Москвы, Самары, Казани, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Красноярска, Воронежа, Сочи, Челябинска, Омска, Новосибирска, Калининграда, Иркутска, Нижнего Новгорода, Новороссийска, Волгограда, Ростова-на-Дону, Владивостока, Екатеринбурга и Уфы. 64% от общего числа участников обучения - преподаватели вузов и центров дополнительного образования, 25% - учителя общеобразовательных школ, 11% - практикующие IT-специалисты.

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда»
В организации и проведении олимпиады «Звезда» задействовано более полусотни крупных технических вузов России. Кроме того, уникальной особенностью олимпиады является активное участие работодателей: госкорпорация «Ростех», Рособоронэкспорт, Росэлектроника совместно с Южно-Российским государственным политехническим университетом (НПИ) имени М.И.Платова и другими вузами разрабатывают задания к олимпиаде «Звезда» и принимают самое живое участие в их оценке.
Основная цель многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» - развитие и стимулирование интереса у школьников к научно-исследовательской и инженерной деятельности, формирование у них объемного, целостного представления о приоритетных направлениях финансово-экономического развития страны и мотивации к поступлению на инженерные специальности.
Среди задач соревнования одна из важнейших для всей системы дополнительного образования - создание необходимых условий для поддержки творческих способностей и интереса к научной деятельности у талантливой молодежи, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи.
Проводится это интеллектуальное состязание с 2015 года, после того как под общим названием организаторы объединили две олимпиады школьников - многопрофильную инженерную олимпиаду «Будущее России» и олимпиаду «Звезда» - таланты на службе обороны и безопасности».
«Звезда» проходит в несколько этапов: подготовительный (по предмету «Техника и технологии») идет с сентября по январь, отборочный, или школьный, этап - с ноября по декабрь, а также очный (заключительный этап) - с февраля по март.
Подготовительный этап проводится как в очной форме, так и в дистанционной форме, для того чтобы олимпиада была доступна всем тем, кто заинтересован в участии, но проживает далеко от мест ее очного проведения - ключевых технических вузов России.
Отборочный, то есть школьный, этап проводится для учеников 6-11-х классов в основном в очной форме в образовательных организациях или на площадках вузов-партнеров, однако в порядке исключения могут допустить и онлайн-участников.
Спектр предметных направлений олимпиады весьма широк - 14 дисциплин, от привычных школьных (русский язык, история) до узкоспециализированных (техника и технологии наземного транспорта).
Победители и призеры олимпиады «Звезда» определяются по результатам заключительного тура олимпиады.
Участие в «Звезде» весьма выгодно для школьников, нацеленных на дальнейшее поступление в профильные технические вузы, так как дипломы состязания дают возможность получить привилегии при поступлении. Причем диплом победителя или даже призера заключительного этапа многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» действителен в течение четырех лет.

Проблемы отрасли

По мнению образовательных экспертов, наращиванию темпов развития научно-технического творчества детей препятствуют:
    высокая наукоемкость и высокие требования к материально-технической оснащенности, а также к кадровому обеспечению, что могут позволить себе далеко не все организации дополнительного образования;
    отсутствует четкий механизм применения инструментов сетевого взаимодействия всех организаций, которые заинтересованы в научно-техническом творчестве детей;
    отсутствует современная единая система учета результатов научно-технического творчества детей и формирования их персональных творческих портфолио;
    недостаточно развито международное сотрудничество в сфере научно-технического творчества детей;
    отсутствует необходимый экономический механизм адресной поддержки детей, которые хотели бы заниматься научно-техническим творчеством. Пока можно говорить о весьма низкой эффективности привлечения внебюджетных средств в эту сферу дополнительного образования.

«Главное - у ребенка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы, или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты».

Из Послания Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА Федеральному Собранию
4 декабря 2014 года