​Павел РАБИНОВИЧ, проректор по развитию Московского государственного областного университета:
Основной капитал - интеллект

Нельзя сказать, что в России не существовало системы молодежного научно-технического творчества, потому что были времена, когда были созданы  условия для рождения  Кулибиных, Королевых и т. д. Но сегодня мы вступаем в совершенно другой технологический уклад, где основным капиталом является человеческий интеллект,  и требования к уровню компетенций, знаний, подготовки современного инженера изменились.
Задача не в том, чтобы все рушить, а чтобы, пересмотрев ряд позиций, создать комплексные  условия, для того чтобы дети  могли заниматься научно-техническим творчеством, начиная с режима хобби и заканчивая режимом профориентации и профилизации. На фоне таких  открытых возможностей  развития начального  инженерного образования можно увидеть, кто из  детей имеет какие склонности,  и с этими ребятами уже заниматься  дополнительно, давая им возможность реализовывать сложные технические проекты.
Конечно,  при желании возможно все,  и  в том числе  реализация этой стратегии на базе основной школы, но, как показывает практика,  самую большую эффективность дает все-таки сочетание основного, дополнительного и неформального, открытого образования.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, ректор Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики:
Системности пока нет


6-й технологический уклад - это, по сути, конвергенция, когда будут встречаться и взаимодействовать информационные технологии, биотехнологии, гуманитарные технологии, и отсюда  становится совершенно  понятно, что к такому технологическому укладу нужно готовить,  начиная со школы.  Причем не только путем открытия  профильных классов, но и развивая систему дополнительного образования детей. Эта система очень важна  для ребят, которые могли бы попробовать реализовать свои способности в области технических или естественных наук в кружках, в детских технопарках, на станциях юных техников, в интерактивных музеях, которые сейчас обрели популярность  по всему миру. Выбор профиля, профессии,  повторюсь,  начинается со школы,  и он должен стать более осознанным. Отсюда следует, что должен подвергнуться коррекции  стандарт для общего образования, в частности, для старшей школы, а также должны быть введены новые технологии, то есть сочетание  формального школьного образования и дополнительного образования. Нельзя сказать, что в современной  системе образования  в части технического  и естественно-научного направлений это отсутствует, но  системности пока нет.

Елена ЧЕРНЫШКОВА, президент благотворительного фонда «Система»:
В одиночку ничего не сделать


Начнем с того, что рынок профессий сегодня очень сильно меняется, появляются одни профессии,  устаревают другие. Иногда молодой специалист, выпускаясь  из вуза, сталкивается с тем, что его специальность уже «второй свежести». Чем могут помочь  кружки научно-технического творчества в профессиональном определении? Прежде всего тем, что дают возможность детям ознакомиться с тем, как устроен мир современных технологий, тем более что  сейчас современные технологии  присутствуют  везде. С другой стороны, ребята могут себя с этим миром сопоставить и  расставить личные приоритеты, что затем поможет  выбрать будущую профессию. Это что касается предметных кружков (физики, химии, информатики, математики).
С точки зрения  кружков научно-технического творчества они задействуют знания из разных предметов, и на основании этих знаний можно создавать  принципиально  новые вещи. В таких кружках  формируются  надпредметные знания и компетенции. К примеру, ребята  понимают, как применить информацию из учебника физики на практике, чтобы сделать что-то реальное, и, конечно, все это  связано с системным мышлением.
Что еще мне кажется очень важным: в сфере инженерных наук почти ничего нельзя сделать в одиночку, это всегда работа командой, и  у детей, занимающихся в кружке,  вырабатываются такие личностные компетенции, которые позволяют работать в команде, где  у каждого есть роль, при этом,  когда реализуется проект, роли могут меняться, что позволяет ребенку примерить на  себя разные ипостаси. В школе, к сожалению,  не так много возможностей работать в таком формате. Система рейтингов, которая там существует,  стимулирует индивидуальную конкуренцию, когда каждый сам за себя, а не вместе. Командная работа на самом деле преображает детей кардинально.

Юлия СЕЛЮКОВА, директор некоммерческого партнерства «Лифт в будущее»:
Нужна команда

Дополнительное образование может внести существенный вклад в новый технологический уклад, потому что в отличие от школы здесь можно более гибко привлекать к занятиям с детьми специалистов-практиков, когда преподаватель может прийти с завода, из лаборатории, технического отдела корпорации и т. п. То есть люди приходят из реальных сфер деятельности и, с одной стороны, передают свои знания, а с другой - делятся пониманием того, как отрасли и профессии будут развиваться в будущем. Еще важная тенденция состоит в том, что восстанавливается связь между промышленностью и образованием, которая была разорвана. В том числе и с дополнительным и даже школьным образованием. Почему?
Компании, оперирующие в моногородах, чувствуют себя ответственными не только за развитие своего бизнеса или отрасли, но и берут на себя социальную нагрузку. Кто-то из работодателей сильно озабочен тем, что к нему не приходят молодые сотрудники, и он, спустившись на уровень высшего образования и поработав там, осознает, что начинать работу нужно еще раньше. И это правда. Самоопределение у ребенка происходит в 8-9-м классе. Хорошо и то, что допобразование само развернулось навстречу реальному сектору. В связи с этим хочется, чтобы требования к домам творчества и другим учреждениям и кружкам этой сферы со стороны контролирующих органов тоже перестали быть архаичными. Это позволит убрать огромное количество отчетности и устаревших норм СанПиНа, например.
А еще я бы хотела поделиться мечтой, которая напрямую связана с системой дополнительного образования детей. Есть люди «серебряного» возраста, которые уже начали уходить на пенсию, или у них выросли дети, а в связи с этим освободилось время, или они устали от той бешеной нагрузки, которая принята в бизнес-структурах. Прекрасно было бы, если бы эти люди могли стать наставниками в системе дополнительного образования. Для прорывного инженерного решения недостаточно гениального одиночки, нужна команда. В формате школьного урока не так много ситуаций, когда из ребят формируется команда, а в кружке, когда дети работают над разработкой какой-то задачи, механизма, они поневоле объединяются в команды и примеряют на себя разные роли. Технический кружок дает такую возможность и тем самым начинает потихоньку включать детей в мир реальной жизни и реальной отрасли.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, профессор, академик РАО:
Для всех, но не для каждого


Если мы хотим растить не только пользователей современных технологий, но и их создателей, стоит внимательнее отнестись к тому, что на Западе называют блоком STEM: союзу науки, технологии, инженерии и математики. В развитых странах молодежь активно привлекают к этой деятельности, к счастью, в России тоже стали обращать внимание на качество инженерного образования, благо  у нас есть богатые традиции, на которые можно опираться. Не секрет, что многие выдающиеся конструкторы самолетов и ракет когда-то начинали свой путь в авиамодельных кружках.
Вернуться к прошлому и заняться детьми, которые ориентированы на техническое творчество,  - это единственно верный ход, если мы хотим быть конкурентоспособными  в мире высоких технологий. Напомню еще об одном очень популярном в СССР направлении работы со школьниками, которое сегодня бурно развивается за рубежом, а у нас отчего-то ушло в тень. Это ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, созданная некогда нашими учеными. На мой взгляд, она тоже укладывается в систему дополнительного инженерно-технического образования молодежи. Другими словами, если ребенка в сензитивном возрасте подружить с техникой, вероятность того, что однажды он превратит свое хобби в профессию, возрастает.
Необходимо не только увеличивать число соответствующих кружков и детских объединений, но и развивать сеть творческих конкурсов и олимпиад: ничто так не подстегивает изобретательскую мысль, как ситуация соревнования, ведь всегда интересно получить внешнюю оценку и показать себя с лучшей стороны.
Но подчеркну: инженерно-техническое образование нельзя превращать в очередную кампанию. Когда всех поголовно - и девочек-художниц, и мальчиков-поэтов - принудительно отправляют в технические кружки. Это может быть только дополнительным образованием для увлеченных.