И все же, к формированию перечня федеральных образовательных учреждений ссузы отнеслись, как к рабочему моменту. Всем понятно: раз в казне денег нет и правительство решило «оптимизировать» средства на образование и передать ряд техникумов и колледжей в регионы, надо действовать в этой ситуации обдуманно и не спеша.

Итак, из 626 средних специальных учебных заведений, подведомственных Министерству образования, Минфин на государственном бюджете разрешил оставить 450. Какие ссузы будут финансироваться из государственной казны, а какие - из местной, Управление СПО отбирало по трем критериям. В итоге ему удалось уложиться в поставленные рамки: в федеральный перечень включили 447 образовательных учреждений. 179 колледжей и техникумов в 2005 году будут переведены в регионы.

Первый критерий отбора касался приоритетности подготовки кадров для обеспечения стратегических и национальных интересов для экономики, информационно-коммуникационных технологий, наукоемких производств, федеральных инфраструктур, техногенных производств, оборонно-промышленного комплекса, охраны окружающей среды, геологии и разведки полезных ископаемых, добывающих и перерабатывающих отраслей, профессионального образования и поддержки уникальных специальностей. Анализ показал, что большинство ссузов многопрофильны. Так, по шести специальностям готовят в 4 образовательных учреждениях, по пяти - в 15, по четырем - в 59, по трем - в 112, по двум - в 138, по одной - в 97.

Немаловажную роль в составлении перечня федеральных ссузов сыграли иногородние студенты. Согласно второму критерию отбора, на финансовом попечении у государства остались те колледжи и техникумы, где численность учащихся из других регионов составила не ниже 10%. Из 447 ссузов в 45 получают образование более 20% иногородних студентов, в 116 - от 10 до 20%, в 89 - от 5 до 10%, в 197 - до 5%. Последние вошли в перечень потому, что соответствовали двум другим показателям: первому - приоритетность подготовки кадров, поддержка уникальных специальностей и третьему - разработка учебно-методического обеспечения по группам специальностей в части федерального компонента содержания СПО. В ходе составления федерального списка оказалось, что каждый третий ссуз разрабатывает учебно-методическое обеспечение системы среднего профобразования.

Параллельно с этим управление готовится к включению колледжей и техникумов в университетские комплексы. Подобная реорганизация коснется 50-60 ссузов.

Что же касается других отраслевых министерств, то, по предварительным данным, из 800 учебных заведений в регионы они готовы передать чуть больше ста. В частности, Министерство сельского хозяйства из 400 подведомственных ссузов переведет на местные бюджеты около 60.

В оставшееся до 2005 года время Управление СПО Минобразования намерено провести мониторинг состояния передаваемых в субъекты РФ своих учебных заведений. Результат этой оценки будет передан региональным органам управления образованием с рекомендациями по включению ссузов в местные социально-экономические комплексы. Также ведомство совместно с Управлением начального профессионального образования планирует сформировать нормативно-правовую базу, которая не позволит привести передачу ряда учебных заведений с федерального на региональные бюджеты к негативным результатам и обеспечит развитие образовательных учреждений НПО и СПО.