Многогранник
Урок - это своего рода эпицентр конкурсной жизни. Еще его можно сравнить с  многогранником. Грани - это конкурсанты, ученики школы, где идут уроки, родители учеников, переживающие за своих чад, учредители, жюри, организаторы и многие другие. У каждого свой взгляд, каждый видит и ищет в уроке свое, получает свой результат...
Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова убеждена, что важно найти баланс между стандартом и творчеством, научным фундаментом и полетом. В том числе во время конкурсного занятия.
Один из авторов нынешней конкурсной модели, профессор Института дополнительного образования Московского городского педагогического университета Андрей Иоффе замечает, что в критериях оценки конкурсного урока отражены самые актуальные направления современной образовательной политики, требования профессионального стандарта педагога, положения федеральных государственных образовательных стандартов. «Жюри и участники ориентируются на критерии, это общественный договор, попытка договориться, что мы понимаем под уроком, методическим семинаром и так далее». А вот творчество, конечно, формализовать намного сложнее. Однако есть ключевое, на что обращает внимание жюри, да и зрители во время интернет-трансляции, - предметное содержание. Кстати, именно поэтому в каждой из четырех групп жюри на конкурсе обязательно есть специалисты (иногда не по одному) по всем предметам, которые преподают конкурсанты данной группы. После урока эксперты-предметники могут указать на ошибки или заявить, что все чисто, проинформировать коллег, но не лоббировать или, наоборот, принижать участников конкурса. Об этом Андрей Иоффе говорил во время двухдневного установочного семинара для жюри.
А вот и взгляд члена жюри, учителя математики московской гимназии №1520 имени Капцовых Алексея Доронина, тоже участвовавшего в конкурсе и ставшего лауреатом в 2011 году: «При конструировании урока важно тщательно проработать предметное содержание. Нужно проверить тексты, формулы, примеры, условия задач и т. п. на соответствие учебным программам, самостоятельно выполнить упражнения, которые будут использоваться на конкурсном уроке...» Жаль, что не всеми этот завет выполняется. Если учитель иностранного языка выводит на интерактивную доску слайд, в котором сделана ошибка в названии этого самого языка, интерес к уроку теряется сразу. Когда проверено содержание, остается «всего лишь» позаботиться о том, чтобы урок был творческим, красивым, остроумным, запоминающимся.

Урок - это драйв?
Уже легендой стали занятия, которые давали участники самого первого «Учителя года». Тогда, в мае 1990 года, на зов «Учительской газеты» педагоги со всех концов Советского Союза приехали в Москву с нестандартными идеями в головах и наглядными пособиями в чемоданах. Телефон-автомат на углу, звонок в школу, названа тема - через два часа абсолютно незнакомые дети и первые в истории конкурсные уроки. Урок 2016 года дается согласно порядку в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по предметам. На сайте школы, в которой проходит первый тур, в этом году это самарская школа №41 «Гармония» с углубленным изучением отдельных предметов, в которой конкурсанты чувствовали себя как дома, планирование можно изучить и примерно вычислить тему. Но, прибыв на место, выяснить вдруг, что по факту она другая. А придя на урок, увидеть, что ребята вот такие, какие есть, а не такие, которые были в фантазиях. Тут может быть миллион вариантов - более начитанные или медленнее соображающие, смелее, чем свои дети, задающие вопросы, наоборот, молчаливо внимающие весь урок, когда ты планировал непрерывную дискуссию. И так далее, и тому подобное. Готовность к импровизации и способность мобильно перестроиться - это очень конкурсные качества. Без них в «Учителе года», конечно, можно участвовать, но рискуешь не ощутить драйва и не показать себя в полной мере перед жюри и коллегами.
Возможно, сейчас вы хотите мне возразить. «Конкурс, - говорите вы, - это не игра и не развлечение. О каком драйве речь?» Да, «Учитель года» - это серьезное мероприятие, в нем участвуют знатоки предметов, методик и технологий. Они прекрасно работают в своих школах, кого-то из них отмечают наградами, другие защищают диссертации. Зачем же им конкурс? Чтобы объяснить, как нужен, ценен и прекрасен их предмет, чтобы рассказать коллегам о своих педагогических открытиях, чтобы доказывать вновь и вновь, что школьный учитель не герой анекдотов, а интереснейшая личность.
Разноцветная методика
На уроках царит энтузиазм! А может быть, на свет появляется тайна. Веселье и смех, лирическое настроение, логика и порядок... Стиль и жанр зависят от педагога.
Вот, например, на уроке обществознания в 11-м классе Оксана Саратовкина из средней школы №7 города Копейска Челябинской области поставила такую главную задачу - общение учителя с учениками и учеников между собой. А уже в процессе общения происходило изучение темы «Фирма. Экономическая и бухгалтерская прибыль». Ребята выясняли, какие бывают факторы производства, затем должны были воспроизвести полученную информацию по рисункам на интерактивной доске. И, чтобы закрепить теорию, решали экономическую задачу. Часто обращались к педагогу с вопросами. Оксана Николаевна реагировала на каждое затруднение, работая сразу со всеми и с каждым. Во время самоанализа историк призналась, что любит фронтальную работу. Что еще важно: Оксана Саратовкина выстраивала свой урок, как строят дом - кирпичик за кирпичиком, следуя внутренней логике.
Любопытно, что логичным может быть и урок по литературе, самому душевному и даже задушевному предмету. Урок Татьяны Вершининой, филолога школы №55 города Барнаула Алтайского края, был посвящен творчеству Константина Бальмонта. Сначала одиннадцатиклассники изучили внешность поэта, затем ознакомились с биографией, творчеством, узнали, что говорили о Бальмонте товарищи по творческому цеху. И вот на этой знаниевой основе, логически выстроенной, дети начали читать и анализировать стихи. Одна девочка сказала о Бальмонте: «Он был каким-то небожителем», другая проникновенно прочитала стихотворение «Завет бытия», третья нашла точное сравнение: в стихотворении «Челн томленья» «звук «ч» похож на тиканье часов». В финале самарские школьники рисовали акварели - свое понимание Бальмонта. И эти картины были просто великолепны! Особенно изображение одинокой звезды на небе, но не падающей, а летящей вверх.
Всегда интересны уроки-исследования. Одно из таких занятий в 6-м классе провел историк Ришат Калимуллин из Новомалыклинской средней школы имени Героя Советского Союза М.С.Чернова Ульяновской области. Средние века, Византийская империя, император Юстиниан. Все это современным школьникам может быть интересно, только если позволить им добывать знания по теме урока самостоятельно, а не получать от учителя. Шестиклассники делятся на три группы, одна работает с учебником, вторая - с историческими источниками, третья - с цифровыми ресурсами. Отыскали факты, обсудили. Затем группы меняют дислокацию в классе, у них новая задача - ответить на вопросы по только что изученной теме. Ни минуты простоя, скуки, урок интересен и полезен.
Еще один урок-исследование - от физика лицея №8 города Сосновый Бор Ленинградской области Алексея Гракова. Тема «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении тела». Не пугайтесь, гуманитарии. В такой формулировке тема появилась лишь в финале урока. А началось все с интереснейшей задачи: можно ли вскипятить воду в бумажном стаканчике? Дети были уверены: «Конечно, нет, стаканчик сгорит!» Но на глазах удивленных юных зрителей попытка педагога сделать чай оказалась удачной. А почему стаканчик не сгорел? Тут уже началась исследовательская работа в группах, где ребята очутились в ролях экспериментатора, математика, ученого и руководителя лаборатории. Проводили эксперименты, решали задачи, выполняли задания и в конце концов вышли на новую интересную проблему: можно ли сварить суп в котелке из бересты? Что, вам тоже интересно?
Подобные проблемы превращают занятие в урок-детектив. На мой взгляд, именно в этом жанре выступили двое мужчин-филологов (общее количество учителей литературы в этом году превышало все мыслимые пределы - 24 человека, конкуренция была, как никогда, высока!).
Учитель лицея №23 города Калининграда Леонид Бондарь начал с загадки. Предложил ребятам в трех группах информацию о трех интересных личностях. Одиннадцатиклассники поработали с фактами, цитатами, сделали выводы: один из анонимов - воин, второй - путешественник, третий - поэт. Кто же они? И тут Леонид Евгеньевич признался, что детективное задание было мистификацией, речь идет об одном человеке - поэте, драматурге, переводчике, основателе акмеизма Николае Гумилеве. Ну а вот теперь о личности, которая столь мистически явилась в класс, можно говорить - всем интересно! Интересно узнать и о литературном течении, разбирать поэтические тексты Гумилева, опираясь на основные принципы акмеизма. Звучали стихи... Ну а задание во второй части урока было весьма поэтическим - сочинить две строчки о Гумилеве пятистопным ямбом.
А вот коллега Леонида Бондаря, учитель русского языка и литературы из школы №26 Петропавловска-Камчатского Камчатского края Андрей Крылов, не начал, а завершил урок детективной историей. Занятие было посвящено роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». Ребята доказали, что произведение - энциклопедия русской жизни, поговорили о народности, о любви Татьяны и Онегина. Предположили, что было бы, если бы Онегин ответил взаимностью на признание Татьяны. А если бы Татьяна отозвалась на любовь Онегина в финале романа? Интересным было задание: по иллюстрациям к произведениям Пушкина, на которых изображены дуэли, угадать эти произведения и рассказать, чем завершились поединки чести. И вот, наконец, загадка урока: к кому обращается Пушкин в стихотворении «Мадонна»? Почему многих его героинь зовут Мария, а не Наталья, как любимую жену? Размышления привели к выводу: в Марии, Мадонне и воплотился идеальный образ Натальи Гончаровой, «чистейшей прелести чистейший образец»... Но почему тогда в «Евгении Онегине» появилась Татьяна? Эту загадку ребята унесли с собой в качестве домашнего задания.