На упреки тех, кто скажет: «Опять «зеленый» педагог, ну какой это учитель года?!» можно ответить коротко: «Не забывайте, в «Учителе года России» побеждает тот, кто лучше своих коллег по конкурсу здесь и сейчас справляется с заданиями, а не самый-самый профессионал страны, лучший знаток предмета и педагогических тонкостей». А можно еще короче - смотрите конкурсный урок, методический семинар и мастер-класс Александра Шагалова. И тогда станет понятно, что он не столько прилежный ученик, выдержавший экзамен длиной в 12 дней (а также муниципальный и региональный этапы), сколько замечательная, в чем-то уникальная личность. Честь и хвала жюри конкурса (и в первую голову группе межпредметного жюри первого, очного, тура под председательством учителя года России-1993 Олега Парамонова), что заметили эту личность на взлете. Получается, если бы не конкурс, который в последние годы «помолодел» (точнее, с 2004 года, когда абсолютным победителем стал молодой филолог Евгений Славгородский, года на три младше нынешнего), то Шагалов остался бы неузнанным широкой образовательной общественностью.

Нам конкурс жить помогает
Признаться, верно и другое: если бы завуч средней школы №7 имени Г.К.Жукова города Армавира Краснодарского края не попросила Александра выйти на муниципальный этап «Учителя года России», то сам Шагалов не узнал бы о конкурсе или узнал бы намного позже. Педагогическое состязание стало открытием, и приятным, ведь конкурс - это общение с единомышленниками. На сегодня Александр Михайлович Шагалов - искренний поклонник «Учителя года» и конкурсного движения, очень хочет активизировать его в своем крае и по всей стране. «Нужно еще много сделать, чтобы конкурс стал известен всем, чтобы вовлечь в него всю Россию». Фактически вся страна в лице своих представителей и приняла участие в этом году в финале. Александр жалеет только об одном - что не удалось познакомиться с каждым из 85 собратьев- «пеликанов». «Просто не было времени общаться друг с другом. Но у нас есть сайт, мы объединены участием в конкурсе, а в петлицах наших костюмов золотой пеликан. По этому значку мы будем узнавать друг друга».
Себя Шагалов оценивает адекватно и даже составляет нечто вроде характеристики: «Не могу сыпать научными формулировками, говорить казенно, я говорю, как мыслю, от души, любой филолог мыслит образно. Когда читаю, вхожу в раж, меня вдохновляют художественные произведения, возникают эмоции, я заряжаюсь. А в жизни я очень скромный человек, совсем не похож на себя во время занятия. И, кстати, то, что велась съемка, - это первая возможность всех моих родных заглянуть в замочную скважину моего урока. Ни сестра, ни мама, ни родные обычно не видят меня внутри учебного процесса».
А еще такая возможность была у миллионов пользователей Интернета, которые видели Александра Шагалова в прямом эфире.

Мне голос был...
Я пока урока Александра, увы, не видела. К счастью, будет такая возможность, когда выложат записи конкурсных испытаний. Зато видела мастер-класс. Интересно, что все фото, сделанные мною в эти 20 минут общения Шагалова с залом, нечеткие. Потому что филолог все время динамично двигался и говорил. «Раж», о котором Александр сказал выше, - это страстное восприятие литературы, поэзии. Действительно, мятежный, демонский дух просыпается именно во время урока, мастерской.
«У меня нет нелюбимых писателей, - поясняет педагог. - Но предпочитаю классику. Более притягателен Серебряный век. Это рубеж, на мой взгляд, самое страшное время. Судьбы тысяч, миллионов людей были сломаны, в их числе судьбы людей искусства - художников, писателей, музыкантов. Это время очень важно, потому что оно, как лакмусовая бумажка, выявляло суть человеческую. Кто-то из писателей того времени пошел на сговор с новой властью, кто-то остался собой, кто-то был расстрелян, кто-то эмигрировал. Трагическая эпоха. И в то же время мне нравится мода тех лет, дизайн книг, стиль модерн...»
Когда мой собеседник заговорил о стиле модерн, у меня произошло озарение. Вот кого напоминает Александр Шагалов - «Демона сидящего» Михаила Врубеля! Не скорбью этого персонажа, а спокойствием, мудростью, скрытым мятежным духом... и молодостью.
Мне кажется, я поняла, в чем особенность восприятия Александром своего предмета. Для него литература, в первую очередь русская литература, живая. И писатели, поэты живые. Отсюда и увлечение аудиозаписями, на которых писатели читают свои авторские тексты. Александр Михайлович коллекционирует эти голоса и затем использует на уроке. На мастер-классе он объяснил на примере Эдуарда Багрицкого, как встраивает аудиофрагмент в урок. А мне пояснил, что очень важно грамотно использовать запись: «Она помогает создать живой образ писателя. Это не просто картинка в учебнике. Ты чувствуешь человека, его присутствие. Для школьников это может быть настоящим открытием. Они, например, удивляются, что у Пушкина были дети. Им важно показать, что писатели не только создают тексты с утра до вечера. Это люди, похожие на нас».
У филолога есть несбыточная мечта. Даже две. Он хотел бы услышать голос Марины Цветаевой (увы, его никто, насколько известно, не записал). А еще попасть с помощью машины времени туда, где свои произведения публично читают Пушкин и Гоголь, включить диктофон...


Кстати, сам Александр стихи своего гениального тезки читает очень артистично и эмоционально. В этом могли убедиться участники праздничного концерта, посвященного Дню учителя, торжественной церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России». И зрители интернет-трансляции. Выйдя за Большим Хрустальным пеликаном, новоиспеченный абсолютный победитель прочитал пушкинского «Пророка» перед затаившим дыхание огромным залом. Почему именно это стихотворение? «Во-первых, я считаю Пушкина символом России, это имя объединяет всех. Во-вторых, стихотворение «Пророк», по-моему, о судьбе учителя. Уверен: любой истинный поэт или писатель - пророк. И истинный учитель тоже пророк. Кто такой истинный? Кто не лжет себе, не лжет детям, несет свет знаний, руководствуется принципом «не навреди».
Наивность, пафос? Ничуть не бывало. Индивидуальные особенности восприятия ситуации в системе образования. «Я живу в небольшом городке, работая в школе, никогда не видел отрицательного отношения родителей, общественности к педагогам. Слышал по телевизору, что так бывает. Но в жизни не сталкивался, поэтому у меня нет такого чувства, что учителя не уважают».
Профессию Александр Шагалов выбрал сознательно. Учась в школе, любил русский язык, литературу, хорошо писал сочинения. Но и история нравилась. Так что перед поступлением выбирал. Победила литература, которая, кстати, без исторического контекста непредставима. Пошел в педагогический вуз, точнее в Армавирскую государственную педагогическую академию, руководствуясь любовью к предмету. А вот желание преподавать в школе появилось после педагогической практики. «Я понял, что у меня получается! Пока не войдешь в класс, не сможешь понять, будешь преподавать или нет. Однако в первый год после окончания вуза я не смог устроиться в школу, это не так легко. Вакансий мало, а выпускников много. Работал сначала в колледже, а затем пришел в школу».
Замечу, что, хотя родители Александра не педагоги, все-таки учительские корни есть. О своем прадеде он написал в конкурсной анкете: «На стене моей комнаты висит фотография, сделанная перед началом войны. На ней мой прадед, Михаил Иванович Литвинец, принимает экзамен в старших классах одной из армавирских школ. Он работал учителем русского языка и литературы, писал стихи и рассказы, печатался в местных газетах. Он не вернулся с фронта. Если и есть во мне педагогические и литературные способности, то они достались мне от прадеда. Я тоже пишу стихи».
Веди урок и улыбайся
Одно из стихотворений Александра Шагалова, «Детям, строящим города из песка», прозвучало перед его мастер-классом, когда моя коллега Анна Хрусталева представляла лауреата. Заглянув на персональный сайт педагога http://a-m-shagalov.ru, я его нашла, и мне оно тоже очень понравилось. А еще вот это:
Не властен над течением
Рождающихся строк,
Не нужно, да и незачем
Их ставить на поток.
Пускай проходят месяцы
И ни одной строки -
Всё лучше, чем с неправдою
И чувству вопреки!
Мне стало любопытно, как творческий, начитанный Александр Михайлович находит общий язык с современными детьми, для которых культ книги - непонятная вещь, которые предпочитают читать электронные тексты или даже вовсе никакие не читать...
«Мне кажется, молодой учитель сам по себе детям интересен. Он ближе к ним. Я сейчас ни в коем случае не принижаю опытных педагогов. Просто я знаю все их интересы, они мне понятны. Хотя иногда они меня чему-то учат - например, использованию гаджетов. Что-то знают лучше меня. Но при этом я для них учитель, наставник, у нас не панибратские взаимоотношения».
В общении с детьми очень помогает юмор. «Без юмора нельзя прожить, особенно в учительской профессии. Много бывает казусов на уроках, смех обязательно нужен, это разрядка эмоций. Я иногда детям говорю - не поступите в театральное, приходите в учителя, - улыбается Александр. - Если серьезно, учитель должен быть артистом в хорошем смысле слова. Не в смысле фальши или лжи. А в том смысле, что иногда тебе плохо, но ты не должен показывать свою печаль детям. Веди урок и улыбайся. Потом, когда все уйдут, ты можешь побыть собой. Вообще профессия актера меня очень привлекает. Единственная сложность - артистам приходится учить много текста. Я не смогу».
И хорошо, что не сможет... Если врубелевский демон - символ мятежного духа, то я очень бы пожелала Александру Шагалову, учителю года России-2016, силы духа для того, чтобы остаться работать в школе. Где так нужны молодые, талантливые мужчины.