Первый, от кого зависит успех работы с детьми, - это учитель. И не просто учитель, а человек с высоким уровнем профессиональной подготовки. Главный принцип работы педагога, как и врача, - «Не навреди!». При обеспечении государственных гарантий доступности и равных возможностей для получения полноценного образования для каждого учащегося школы перед обществом в целом и системой образования в частности встает вопрос о взаимной адаптации ребенка к требованиям социума и социума к индивидуальным возможностям ребенка.
Педагогическую работу можно считать успешной, если в результате нее произошло приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к доступным для них видам общественно полезного труда, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, сформировано умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно.
На процесс социализации обучающихся оказывает влияние множество факторов. Мы в своей работе стараемся использовать в этих целях не только все возможные ресурсы и резервы нашей школы, но и социальное партнерство.
Объединение нашей школы с другими учреждениями образования и организация большого комплекса школы №281 раскрыли новые перспективы и возможности успешной реализации поставленных задач.
Вначале были некоторые сомнения и опасения со стороны родителей, которые волновались, как дети вольются в новый большой и незнакомый для них школьный коллектив. Однако практика показала, что опасения были напрасны, и мы можем подвести первые итоги нашей совместной жизни.
Дети быстро влились в школьную жизнь комплекса школы №281. Хотя детям с ОВЗ сложно участвовать на равных со своими сверстниками из массовых школ в фестивалях, конкурсах, соревнованиях в силу особенностей своего развития, при совместной деятельности педагогов, детей и их родителей все можно преодолеть, превозмочь. Педагогический коллектив нашей школы ищет пути и возможности интегрировать школьников в общеобразовательную среду. Ученики с ограниченными возможностями здоровья не только участвуют, но и занимают призовые места.
Так, с удовольствием ребята не только принимали участие в таких общешкольных, окружных, городских и всероссийских мероприятиях, как «Широкая масленица», «Москва поет песни о Победе», в акции «Батарейки, сдавайтесь!», конкурсе ДПИ «Цветик-семицветик», конкурсе художественных работ «Я люблю тебя, детство», «Жди меня, и я вернусь...», конкурсе художественного слова (чтецов) «С чего начинается Родина», посвященном Дню Победы, но и добились больших результатов и стали победителями и лауреатами.
Большое внимание в нашем образовательном учреждении уделяется спортивно-оздоровительной работе. С объединением в образовательный комплекс спортивная жизнь стала насыщеннее и разнообразнее. Это и открытые занятия с олимпийским чемпионом Евгением Плющенко, и участие в межрайонном фестивале спорта, и совместная работа летнего оздоровительного лагеря, и конкурс фоторабот «Здоровый образ жизни», и участие в окружных, городских, всероссийских соревнованиях по бадминтону, шашкам, дартсу, городкам, спортивному туризму. Дети выезжали на зимний фестиваль ГТО и окружную военно-спортивную игру «Зарница». Ребята стали обладателями медалей и кубков как в командном, так и в личном зачете, и гордятся своими победами!
Воспитательная работа школы направлена на формирование у детей навыков адаптивного поведения, соотносящегося с принятыми в обществе нормами поведения. Этому способствует участие обучающихся в мероприятиях, встречах со специалистами учреждений образования и культуры. Школой налажена и поддерживается тесная взаимосвязь с ТЦСО «Бабушкинский», районными библиотеками. Все мероприятия, проводимые школой, отличаются разнообразием как по форме проведения, так и по содержанию, помогают еще большему сплочению школьного коллектива, оказывают достаточное влияние на каждого ученика, обеспечивая ему всестороннее развитие, и способствуют успешному решению поставленных задач. Классные руководители и воспитатели стараются привлекать максимальное количество обучающихся, а также их родителей, к участию в проводимых мероприятиях с учетом состояния здоровья и психофизических возможностей каждого ребенка.
В результате подобных мероприятий у обучающихся отмечается стремление приобрести новые знания об обществе и окружающей среде, происходит совершенствование их коммуникативных навыков, развиваются положительные личностные качества. Включение подобных мероприятий в план работы и реализация их способствуют привитию общечеловеческих нравственных ценностей, формированию активной жизненной позиции обучающихся, повышают уровень их социальной адаптации и социализации, развивают чувство толерантности в отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья, взаимопомощи и поддержки.
В нашем большом комплексе зародилась тесная связь не только между детьми, но и между педагогическими коллективами структурных подразделений. Совместно проводятся методические объединения, круглые столы, конференции, которые проходят в обстановке взаимного интереса и обмена педагогическим опытом. А учиться друг у друга нам есть чему: это и новые инновационные технологии, и интерактивные методы обучения, и особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации современного образования, и многое-многое другое. На базе структурных подразделений комплекса для всех педагогов нашего образовательного учреждения проходят курсы повышения квалификации и городские семинары.
В жизни комплекса активное участие принимают и родители наших учеников. Они входят в состав управляющего совета школы №281, где обсуждают и решают насущные вопросы образовательного учреждения, не ограничиваясь интересами детей с особыми образовательными потребностями.
Родители плодотворно и с удовольствием общаются между собой, делятся опытом в воспитании детей, приобретают новых знакомых, начинают дружить семьями, дети, в свою очередь, на равных общаются со своими сверстниками из других учебных корпусов образовательного комплекса.
Все это оказывает огромное положительное влияние на повышение уровня самооценки как детей, так и их родителей, придает уверенность в своих силах.
Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения использует весь свой опыт, знания, любовь к детям для формирования духовно и нравственно развитого человека, социально адаптированного, выбирающего здоровый образ жизни, способного жить и трудиться в обществе.