В жизни каждого ученика наступает момент, когда ему пригодятся знания, умения и навыки, полученные в школе. Это пора экзаменов. Чтобы успешно выдержать ее, школьнику необходима серьезная учебная подготовка, при которой чтение является базой и средством обучения. Известно, что конечной целью процесса чтения является понимание, то есть установление связей между содержанием читаемого и прежними знаниями, представлениями человека (И.Н.Садовникова).
Мониторинг учеников 9-го класса, проведенный нами в начале прошлого учебного года, показал, что, казалось бы, простой премудростью - оптимальным чтением - владеют далеко не все. Именно поэтому появился проект «Читающая школа», направленный на развитие у школьников навыков работы с текстом и осознанного чтения.
Итак, для меню (проекта) «Читающая школа» нам понадобились: желание научить детей читать и любить книги, четырнадцать школьных зданий, пять библиотек, триста педагогов, несколько тысяч детей. Добавили творчества и энтузиазма. Получили: салатик «Новичок», литературную солянку, кулебяку «Актерская» и «Сказочный» десерт.
Теперь расскажем, как мы готовим первое блюдо - салатик. Берем стихи для детей, соединяем с авторскими и народными сказками, удаляем страх перед выступлениями, добавляем уверенности и получаем радость, гордость и признание. Суть этой части проекта - не только знакомство детей с литературными произведениями, но и возможность почувствовать себя Чтецом (именно с большой буквы!), исполнителем, а значит, почти соавтором литературных произведений. Процесс приготовления блюда прост: дети из разных классов делают аудиозапись стихов и рассказов, которые потом звучат по громкой связи школы во время перемен. Поверьте, эмоции юных чтецов от первого опыта публичности стоят того, чтобы преодолеть некоторые технические трудности записи и ее воспроизведения.
На второе блюдо обычно готовим литературную солянку вместе с девятиклассниками. Это смесь из литературных викторин, игр, чтения и разбора текстов, сочинения сказок и размышлений над ними. Оно приправлено энтузиазмом, знаниями педагогов-библиотекарей и специалистов психолого-педагогической службы.
Готовить это блюдо мы стали после того, как поняли, что необходимо направить девятиклассников в работе с текстом и книгой. Наша задача была заинтересовать и удивить подростков. Совместная работа школьников и взрослых над переосмыслением произведения, обучение технике выразительного чтения, хоровое чтение с предварительной разметкой текста и другие техники формируют у старшеклассников рациональное чтение, что позволяет эффективно воспринимать информацию.
Что мы делали? Читали и разбирали различные литературные произведения, проводили литературные викторины. Особенно ребятам понравились игры, в которых необходимо было вставить пропущенное слово из текста или подобрать рифму. Ведь нужно было не только подобрать слова, которые подходили бы по смыслу, но и попробовать понять, что хотел сказать автор, какую идею донести. Например, классу зачитывалось четверостишие, в котором было пропущено одно знакомое слово. Казалось бы, чего проще подобрать одно слово в четверостишие, где строчки рифмуются? Весь класс был вовлечен в процесс нахождения верного варианта. Однако это задание не всегда оказывается простой задачей. В качестве подсказки детям рассказывали историю создания произведения, предлагали описание исторических событий того времени. Игра помогает более эффективно использовать словарный запас, имеющиеся знания и условия задачи, что позитивно сказывается на обучении ребенка. Результат налицо: шапочно ознакомившись с произведениями, дети после игры активно брали в библиотеке книги, которые обсуждали в процессе занятия.
Для приготовления кулебяки мы выбираем лучшие произведения русской и зарубежной литературы и подаем в форме кружковой работы. Готовит это блюдо мастер-шеф (педагог-библиотекарь), владеющий искусством звучащего слова, лауреат различных конкурсов чтецов. Многие дети хотят читать стихи на сцене. Что нужно, чтобы исполнить литературное произведение? Чтобы выступление было признано лучшим, оно должно доносить идеи автора, быть ярким и запоминающимся, а самое главное - понятным зрителю. Проживая конкретный эпизод, школьник учится понимать, как выглядит тот или иной герой, как он думает, почему действует так или иначе, а представление об этом по крупицам формируется на протяжении всего произведения. Ребята воспринимают это задание как своего рода детективную историю - их задача собрать как можно больше подробностей. Это интригует, мотивирует к прочтению и применению полученного материала в ораторской практике. Стремясь превзойти других в наблюдательности, ученики выбирают не только произведения школьной программы. Снова цель заинтересовать чтением достигнута! Дети, посещавшие кружок «Звучащее слово» в прошлом учебном году, активно участвовали в различных мероприятиях. Среди них московский городской конкурс социальных проектов учащихся «Я - гражданин России», ряд городских концертов в ГБПОУ «Воробьевы горы», городской фестиваль детского и юношеского творчества «Эстафета искусств»-2016. Наши учащиеся, лауреаты и дипломанты, получили грамоты городской конкурсной программы «Новые вершины» в номинациях «Художественное слово» и «Ораторское искусство». Незабываемыми для ребят и их наставника стали концерт «Слова, спасающие мир» в Государственном историческом музее и акция «Ночь музеев» в Покровском соборе - храме Василия Блаженного.
Приготовление «Сказочного» десерта - волшебный, завораживающий, познавательный и интересный процесс. Все дети любят вкусненькое! Изюминка - чтение книг для малышей дошкольных отделений. Десерт этот многослойный: после обеда перед дневным сном деткам читают сказки педагоги основной и средней школы. А после полдника девятиклассники приходят к малышам в гости почитать и поиграть с ними. Перед выходом к дошколятам важна подготовка. Школьники учатся не только понимать, чувствовать произведение, но и еще читать его эмоционально, интересно для юного слушателя. Когда подросток читает ребенку сказку, он мимикой, жестами, движениями передает свое отношение к сюжету.
Эту акцию подхватили учителя-предметники и учителя начальных классов, психологи и библиотекари, а также классные руководители разных уровней обучения. Они приходят читать сказки в свободное время. Это стало традицией для нашей школы, которую с удовольствием поддерживают все участники образовательного процесса: воспитанники дошкольного отделения и учащиеся школы, преподаватели и родители. Дошколята уже привыкли, что после обеда «библиотекари» пройдут с ними по сказочным дорожкам, откроют волшебный сундучок, победят Змея Горыныча с Бабой-ягой, помогут сестрице Аленушке спасти братца Иванушку. Детки лягут спать, а когда проснутся, станут добрее, мудрее...
Напитком в нашем меню стал чай «Читательская симфония». Это необычный напиток. Его приготовлением и подбором ингредиентов занимаются только самые взыскательные гурманы - сами дети. После знакомства со сказкой или рассказом дошкольники самостоятельно составляют из картинок, открыток книжку-малышку и оформляют своими рисунками. У каждого «повара» получается уникальная и оригинальная книжечка, которую можно забрать домой, прочитать с родителями или подарить. Такого рода деятельность развивает у дошкольников творческое мышление, способствует обогащению их лексического запаса, активизирует процесс речевого развития, воспитывает любовь к книгам и желание узнавать новое. А самое главное - этот творческий процесс очень нравится детям.
Составление меню дело интересное, поскольку оно учитывает много факторов. Это вкусы и желания обучающихся, квалификация педагогов, имеющееся оборудование, точность формулировок, качественный анализ и, конечно же, внешнее оформление мероприятия. Реализация представленного проекта возможна как в виде ряда взаимосвязанных мероприятий, так и отдельных компонентов проекта. Так что же надо сделать, чтобы рука ученика сама тянулась к книге? Универсального совета здесь не найти, однако каждый учитель вам скажет: главное - заинтересовать! Сначала себя, а потом - остальных.

Ольга ПЕНЬКОВСКАЯ,
Галина МАКИЕВА,
Виктор РУМАНОВ,
педагоги-библиотекари