Указы Президента РФ сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием до 70-75 процентов к 2020 году.
Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития дополнительного образования, направленная на «воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства».
Дополнительное образование осуществляется параллельно с общим образованием. Оно дает не только знания в самых разнообразных областях человеческой науки и деятельности, оно способствует развитию самой личности ребенка, воспитывает его, помогает влиться в социум, определиться с будущей жизнью, в конечном счете формируя полноценного, гармонично развитого и счастливого человека.
Школа достаточно сильно формализована, и так и должно быть для обеспечения человека необходимым набором знаний. Но обратной стороной этой медали является то, что школа практически не способствует развитию склонностей, интересов, способностей человека, и здесь на первый план выходит именно дополнительное образование.
Здесь тоже есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, у дополнительного образования нет и не может быть государственных стандартов, чему учить и как учить, определяется только образовательной программой, как правило, написанной самим педагогом, ведущим объединение, поэтому нет гарантии, что обучающийся получит весь желаемый набор знаний.
С другой стороны, ребенок может не просто выбрать, чем заниматься, попробовать многое, определиться с будущей профессией, но и социализироваться, поскольку в объединении он общается с единомышленниками, с теми, кто разделяет его интересы и склонности.
Большим преимуществом дополнительного образования является и то, что оно не имеет строго определенных сроков его получения, как школьное. То есть ребенок может заняться чем хочет и когда хочет в любом возрасте и в любой момент времени.
Именно дополнительное образование служит организации свободного времени ребенка, тем самым являясь профилактикой асоциального поведения. Если учащемуся есть куда приложить силы, если он занят интересной для него деятельностью, у него просто физически не будет времени на антиобщественные поступки.
В современных условиях недостаточно быть узким специалистом. Именно знания в различных областях, умение их применить и интегрировать в основную деятельность зачастую определяют успешность человека. И здесь дополнительное образование, обеспечивая детям возможность ознакомиться с различными знаниями, играет определяющую роль.
Таким образом, общее образование и дополнительное образование являются взаимодополняющими видами образования. Первое дает ребенку знания, умения и навыки, необходимые для овладения вторым. Но целостная личность может развиваться только при условии получения дополнительного образования - образования поиска, апробации, образования, ориентированного на творческое развитие личности. У этих двух видов образования немного разные задачи и возможности, но одно невозможно без другого, другими словами, мы говорим об интеграции общего и дополнительного образования.
Понимание этого позволяет выстроить эффективную систему подготовки полноценной личности человека, который будет полезен обществу и удовлетворен собственной жизнью.
Школа №281 - это крупный образовательный комплекс, включающий в себя четыре учреждения дошкольного образования, пять учебных корпусов общего образования (одно из них коррекционное) и отделение дополнительного образования детей, созданное путем присоединения Дома детского творчества.
По истечении двух лет создания комплекса уже можно говорить о положительных тенденциях в изменении в развитии дополнительного образования, которому руководством комплекса уделяется большое внимание.
Использование кадровых и финансовых ресурсов комплекса позволило расширить направленности дополнительного образования. Кроме традиционных художественной, спортивно-физкультурной и социально-педагогической направленностей стали развиваться естественно-научная, туристско-краеведческая и техническая направленности. В систему дополнительного образования вошло дошкольное образование, также реализующее программы дополнительного образования. Расширяется сеть дополнительных платных образовательных услуг. И, самое главное, дополнительное образование стало более доступным детям, обучающимся в комплексе.
Понимая важность дополнительного образования, школа №281 стремится вовлечь в него максимально большое количество обучающихся, обеспечивая его доступность каждому ребенку.
В комплексе складывается модель дополнительного образования, когда объединения максимально приближены к ребенку в территориальном смысле. То есть объединения вводного и ознакомительного уровня (начального освоения знаний, знакомства с деятельностью, предполагающих минимальную сложность предлагаемого для освоения материала) организуются на базе школьных учебных корпусов, чтобы после уроков ребенку не было необходимости никуда идти. Ведь, оставшись после уроков в группе продленного дня, учащиеся должны не только сделать домашнее задание, но и иметь возможность реализовать себя, понять свои потребности, занять свободное время чем-то интересным и полезным, что в будущем может стать хобби или даже профессией. И именно здесь, в школьном здании, дети могут попробовать себя в различных видах деятельности, то есть ознакомиться с ними.
И только тогда, когда воспитанник выберет себе область знаний, которая его заинтересует и которой он хотел бы овладеть более глубоко, он переходит на программы базового и углубленного уровней, реализующиеся как на базе отделения дополнительного образования, так и на базе учебных корпусов. И поскольку чужих детей не бывает, и школа, конечно же, предоставляет возможности получения дополнительного образования всем желающим, 20 процентов осваивающих программы дополнительного образования комплекса являются учащимися других школ округа.
Основное содержание программ, предлагаемых детям, связано с расширением их кругозора в области естествознания, техники, культуры, искусства, с приобретением практических навыков в том или ином виде творческой деятельности.
Реализуются интересные метапредметные программы «Занимательная биология» и «Секреты генетики», «Занимательная физика», «Информационные технологии».
Появились коррекционные программы по дополнительному образованию для детей с ограниченными возможностями.
Для эффективной работы системы (а в комплексе складывается именно система) дополнительного образования был разработан ряд локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность объединений и кружков, организацию образовательного процесса, порядок комплектования объединений и, что представляется очень важным, проверку качества образовательной деятельности, включающей в себя как аттестацию обучающихся по дополнительным образовательным программам, так и мониторинг их личностных творческих достижений.
Конечно же, остается много проблем и задач, которые необходимо решать, чтобы дополнительное образование, реализуемое в школе №281, развивалось в ногу со временем. Сегодня требуется обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей в соответствии с интересами и потребностями ребенка и его семьи. А для этого нужно научиться организации и проведению изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых. Предстоящее внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования закрепляет за ним разработку дополнительных общеобразовательных программ и учебно-методических материалов для их реализации. Значит, необходимо совершенствовать систему повышения квалификации педагога как на городском уровне, так и на уровне комплекса, ведь педагоги дополнительного образования владеют в основном профессиональным образованием, а не педагогическим.
Хотелось бы больше программ естественно-научной и особенно технической направленности, программ практико-ориентированных, направленных не только и не столько на приобретение знаний, сколько на развитие умений и навыков, приобретение собственного практического опыта.
К сожалению, довольно маленький процент осваивающих программы дополнительного образования наблюдается среди учащихся 10-11-х классов. Это связано с тем, что дети в выпускных классах сильно загружены, поскольку уже серьезно ориентированы на будущую взрослую жизнь, готовятся к выпускным экзаменам и поступлению в заведения среднего специального и высшего образования.
Тем не менее в комплексе есть воспитанники, которые пришли в объединения дополнительного образования маленькими детьми, закончили цикл обучения и вынуждены уйти по возрастному цензу. Не все из них выбрали любимое занятие своей профессией, для некоторых это стало увлечением, хобби. Но они не хотят покидать стены учреждения, так много давшего им в жизни. Для таких (уже молодых людей) в комплексе впервые в этом году организовано объединение на платной основе. Как оно будет развиваться в дальнейшем, покажет практика, но начало уже положено.
Комплекс ищет новые пути развития, удовлетворения потребностей не только обучающихся, но и взрослых, и самых маленьких жителей микрорайона.
Конечно, у каждого образовательного учреждения складывается своя модель дополнительного образования. И она должна быть гибкой и вариативной, чтобы ее можно было предложить детям и их родителям с постоянно меняющимися интересами. Сейчас окружающий мир меняется быстро, и нужно постоянно держать руку на пульсе, чтобы соответствовать современности. Развиваются новые направления науки и техники, предлагаются новые формы работы. Все это создает определенные сложности, но одновременно заставляет постоянно развиваться практиков дополнительного образования. Но одно остается неизменным - это цель дополнительного образования, сформулированная в Законе «Об образовании в РФ».

Наталья СМОЛЕНСКАЯ, методист отделения дополнительного образования школы №281