Современный урок трудно представить без применения интерактивных методов обучения. Можно ли считать интерактивное обучение инновационным, или это тот «велосипед», который изобретен заново? Понятие «интерактивность» не является новым. Оно получило вторую жизнь, когда в школу пришла компьютерная техника. Слово «интерактив» заимствовано из английского языка и образовано от слова interact: inter - «взаимный», act - «действовать». Таким образом, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающегося и обучающего. Еще задолго до компьютеризации школы урок был интерактивным. Диалог был важнейшей составляющей урока. В современной школе у учителя есть замечательные помощники в деле обучения - компьютеры и иные средства информатизации, способные работать в интерактивном режиме, а интерактивная модель обучения способна обеспечить не только активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, но и полноценное взаимодействие ученика с учебным материалом. Интерактивный урок может создать такую модель обучения, в которой исключено механическое заучивание и запоминание предметного содержания. Используя средства ИКТ, легко создать условия для образовательной деятельности учащегося, активизировать его позицию познающей мир личности.
На уроках биологии в школе №962 довольно широко используются следующие средства для организации самостоятельной познавательной деятельности школьников:
1. Интерактивная доска как инструмент фронтального взаимодействия, в ходе которого рождается истина и открываются новые знания.
2. Мобильные устройства (планшеты). Позволяют работать в модели «1 ученик - 1 компьютер».

1. Интерактивная доска - инструмент взаимодействия
Массовое использование ИКТ на уроках связано с появлением в школе проекционной техники. В этот период популярным стало использование офисной программы MS Office PowerPoint. В Интернете можно найти множество учительских разработок к урокам, выполненных в этой программе. Обычно, начиная использовать презентации на уроке, учитель проходит несколько этапов. Начинается все с воодушевления: «О чудо, с минимумом затрат я могу проиллюстрировать практически любое свое слово на уроке! Информация и наглядность, соединенные вместе, дадут результат». Через некоторое время грамотный учитель начинает понимать, что результаты заставляют себя долго ждать. Где они? Их нет! Виноват в отсутствии образовательных результатов PowerPoint и его презентации. Наступает этап разочарования. А вместе с тем виновник один - учитель. Он оказался во власти компьютера и позволил себе на уроке оказаться на вторых ролях. И хотя роль второго плана бывает иногда очень удачной и запоминается лучше главной, эта ситуация не для урока, на котором встречаются два участника образовательного процесса: учитель и ученик. Как пройдет эта встреча, на 100 процентов зависит от учителя. В статье «Как не умереть разуму от пауэрпоинта» Андрей Калеников пишет: «...коллега абсолютно правильно сформулировал итог - не выстраивать учебный процесс вокруг слайдов. Это слайды (равно как и многие другие технологии) надо выстраивать вокруг учебного процесса». Обычным явлением на уроке стала череда слайдов: рисунок и текст; рисунок и диаграмма; текст и схема; просто рисунок. Все заканчивается просмотром созданного изделия. Хочется заметить, что нет такого вида учебной деятельности, как просмотр презентации. Но очень часто на уроке, где работает презентация, этот вид «неучебной» деятельности является основным. Откуда же взяться образовательному результату? Почему мы пытаем наших учеников презентациями? Анализ презентаций, созданных для урока по разным предметам, выявил их удивительную похожесть. Большинство из них - это слайд-шоу без элементарных средств навигации. В лучшем случае они обеспечивают наглядность урока, который всегда идет по накатанным рельсам в одном направлении - к звонку.
Арсенал современных средств расширяется. Теперь уже сложно представить современный кабинет без интерактивной доски. Но и на этой дорогой белой поверхности продолжает господствовать презентация MS Office PowerPoint, выполняя роль «плаката на веревочке». Почему так трудно отказаться от такой презентации? Причин тому несколько, но самая главная заключается в том, что она очень легко встраивается в традиционный урок с бесконечными объяснениями учителя, а слайд воспринимается как средство статической наглядности и мало чем отличается от печатной таблицы. Он помогает предъявить содержание, но не показывает способы действия с этим содержанием, не работает на развитие ученика, не активизирует самостоятельную познавательную деятельность.
Разработчики интерактивных досок поставляют вместе с ними программное обеспечение, которое позволяет снабдить презентацию интерактивными возможностями. Технология, в которой работает это программное обеспечение, называется Drag and Drop («перетащи и отпусти»). Любой объект на экране доски может быть перемещен в другое положение на экране. Drag and Drop позволяет ученикам группировать, разделять объекты, выделять недостатки, общие черты и различия объектов, то есть совершать с ними следующие учебные действия:
- устанавливать соответствие между объектами;
- маркировать какие-то объекты, выделять их;
- группировать объекты, сортировать их по заданному признаку;
- подписывать учебные рисунки;
- вставлять пропуски в текст;
- восстанавливать порядок следования учебных объектов;
- разбирать и собирать объекты;
- проводить виртуальные опыты;
- работать с учебными моделями.
Этот арсенал позволяет представить системное содержание урока как совокупность учебных упражнений, при выполнении которых на уроке будет найдена истина. Открытие нового знания произойдет в результате учебной работы и не будет предъявлено учителем в готовом виде.
Интерактивная доска обеспечивает продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса, при котором учитель не транслирует готовые знания, а создает учебную ситуацию, в которой обучающиеся ищут и находят решение самостоятельно. Учитель выступает в роли помощника и консультанта.

2. Интерактивная лабораторная работа - инструмент организации индивидуальной деятельности на уроке
Учебная работа в модели «1 ученик - 1 компьютер» позволила сделать интерактивные лабораторные работы привычным видом учебной деятельности. В любой лабораторной работе необходимо рассмотреть учебный объект, увидеть его свойства и структуру, сделать правильно обобщающие выводы. При стандартном подходе, когда работа выполняется по инструкции с комментированием учителя, всегда остается некая неопределенность в знаниях, полученных обучающимся. Где проходят границы рассматриваемой части объекта? Как найти эту же часть на родственном объекте? Как использовать изученный признак для классификации объектов? Какими сходными признаками обладают объекты и чем они отличаются? Список этих вопросов можно продолжить. У каждого ребенка неопределенность останется, и она будет сугубо индивидуальной, так как каждый участник этого процесса обратит свое внимание на разные части учебного объекта. Любой учитель в своей работе стремится уменьшить неопределенность в знаниях своих учеников. Но уменьшает ли? Построить урок с учетом индивидуальных особенностей детей крайне сложно, если не использовать интерактивных помощников.
Для проведения интерактивной лабораторной работы готовятся следующие средства: натуральный объект (гербарий, скелет животного, микропрепарат, коллекция); интерактивная работа; тестовая работа.
С натуральным объектом школьники работают традиционно. Они его рассматривают, выделяют его признаки, находят его части. Чтобы уменьшить неопределенность в знаниях при анализе натурального объекта, создается интерактивная работа. Она выполняет роль своеобразного маршрутного листа, задающего последовательность учебных действий над объектом изучения. Выполняя задания интерактивной работы, ученик получает сигнал о том, с каким результатом он выполнил учебное действие. Если результат отрицательный, действие можно повторить. Допущенные ошибки не фиксируются и не подсчитываются. Они остаются личным делом каждого, кто выполняет эту часть работы. Работать можно в своем индивидуальном темпе, осуществлять возврат к уже выполненным заданиям, фиксировать свои открытия в тетради.
Последний этап лабораторной работы - предъявление результата. Выполняется на планшетах, в индивидуальном темпе. Возвращаться к предыдущим вопросам нельзя, можно двигаться только вперед. Вопросы предъявляются в случайном порядке. Таким образом, из теста в 10 вопросов получается 10 вариантов работы. После каждого введенного ответа обучающийся получает информацию о том, как он ответил на вопрос (правильно или с ошибкой). После завершения теста можно просмотреть всю работу и разобрать допущенные ошибки.
Необходимо отметить, что у таких уроков большой мотивационный потенциал. Работа идет с большим удовольствием, когда она хорошо организована, а результатом является стопроцентное качество знаний.
Время бежит удивительно быстро. В средней школе начали действовать новые образовательные стандарты, работая по которым учитель должен перестать транслировать готовые знания в процессе объяснения нового материала. Он должен показать своим ученикам различные способы действия с учебной информацией, научить учиться. Добиться такого учебного результата крайне трудно без применения средств ИКТ и интерактивных технологий. Очень трудно в XXI веке представить любой процесс без использования ИКТ, не исключение и современная школа.

Ольга ДМИТРИЕВА, учитель биологии школы №962