Как Сервантес прописал
Гимназию №1558 новой не назовешь, но и к числу старых школ она тоже не относится. Этой осенью ей исполнится 24 года. Все эти годы бессменный рулевой - Галина Исаевна Юсупова.
Гимназия изначально создавалась как Международная русско-испанская школа с углубленным изучением иностранных языков - испанского и, конечно, английского как языка международного общения. Об открытии школы тогда ходатайствовали дипломатические миссии Испании, семи стран Латинской Америки и правительство Галисии (Испания). Именем галисийской поэтессы школа как раз и названа.
Сейчас это образовательная организация, в которую влились три школы и четыре детских сада. Ее отличие от других подобных школ в том, что она входит в систему испанского бакалавриата, где уроки испанской истории, литературы и географии ведутся на испанском языке носителями языка.
Бакалавриат является дополнительной услугой, причем весьма популярной - его посещают более двухсот человек. Курс рассчитан на восемь лет. Ребята, окончившие его, помимо российского получают еще диплом о среднем образовании испанского образца. При желании это помогает получать дальнейшее образование в Испании. Однако не многие наши выпускники стремятся за границу, потому что со своими знаниями ребята и здесь поступают на бюджетные отделения престижных вузов, в частности, ВШЭ, МГИМО, МГУ. Да и российское образование вопреки стереотипам на самом деле ничуть не хуже, а в чем-то даже лучше европейского.
Те, кто выбирает в качестве ЕГЭ испанский язык, сдают экзамен не ниже, чем на 90 баллов. В минувшем учебном году пятеро гимназистов 9-11-х классов стали призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады по испанскому языку.
Победы наших ребят в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах - показатель уровня педагогов гимназии, эффективности их собственных методик и умения донести до детей то, что действительно необходимо. Педагогическое мастерство наших учителей ежегодно привлекает более двухсот студентов ведущих педагогических вузов столицы и молодых специалистов для участия в городской общественно-педагогической акции «Эстафета профессионального успеха». Что уж говорить об учениках, которые сами становятся учителями, да еще какими! К примеру, одна из них, Екатерина Новикова, стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014.
Другой немаловажный фактор - включение гимназии в перечень 20 лучших государственных образовательных организаций, удостоенных чести участвовать в реализации проекта «Москва: международная школа качества». Проделана колоссальная работа. Мы получили статус школы-кандидата IB (МБ) и в этом году готовимся к авторизационному визиту.
И, конечно, родительский контроль над учениками. Однако едва ли не самым важным фактором является, как сейчас принято говорить, мотивированность самих учеников. Они понимают, зачем они учатся, и они хотят это делать. И вот здесь очень важно не обмануть их ожидания. Судя по результатам, пока получается. Во всяком случае, каждый год наши ребята поражают на экзамене на получение международных сертификатов DELE всех уровней (А1 - С2), а также KET и PET (A2, B1) своими знаниями экспертов и экзаменаторов.

Почти что Кембридж
Все, что сказано про испанский язык, относится и к английскому. Правда, наши ученики занимали лишь призерские позиции регионального этапа Всероссийской олимпиады по английскому, зато они ежегодно становятся победителями международных олимпиад и международных конкурсов, которые, к сожалению, никак не влияют на рейтинг, зато очень полезны для самих ребят и учителей.
Если изучение испанского языка у нас входит в систему международного бакалавриата, то с английским гимназия активный участник международного проекта дополнительного образования Cambridge English for Schools. Каждый год ребята 7-11-х классов успешно сдают международные экзамены по Европейской уровневой шкале (CEFR) и получают кембриджские сертификаты, которые являются самой объективной в мире оценкой уровня владения языком, к тому же имеют международное признание. В 2015 году гимназии присвоен официальный статус Центра подготовки к кембриджским экзаменам.

Полезно и приятно
Чтобы изучение языков не превратилось в нудную рутину, каждый год гимназия организует для желающих обучающие поездки в Англию и Испанию. Днем ребята учатся в языковых школах, а в свободное время совершенствуют свои навыки в живом общении. И полезно, и интересно.
Но и в самой гимназии есть где развернуться. Тут входим в сферу искусства. Музыкальный фолк-ансамбль «Каравелла» исполняет песни на трех языках - русском, испанском, английском. Им руководит учитель испанского языка, кандидат, как ни странно прозвучит, исторических наук Марина Полевая, которая заодно является музыкантом и вокалистом достаточно известного «настоящего» фолк-коллектива «Гренада». «Каравелла» стала как бы его детским филиалом. Здесь большое внимание уделяется правильному произношению иностранных текстов, то есть фонетике. Заодно могут научить играть на музыкальных инструментах. Группа давно уже вышла за рамки внутришкольной самодеятельности, ее приглашают выступать на различных площадках города. Это, конечно, не концертные залы, а дома культуры, сцены в парках и посольства испаноязычных стран, но это уже признание.
И, конечно, еще одна наша гордость - театр «Странствующая улитка» (улитка является эмблемой гимназии). Когда впервые видишь их спектакли, испытываешь культурный шок, потому что ждешь, что это будет, может, и неплохая, но все же самодеятельность, а видишь если не совсем профессионалов, то уж точно старшекурсников и выпускников театральных вузов. Кстати, за последнее время двое актеров «Странствующей улитки» действительно поступили на актерские факультеты.
Создала театр и руководит им уже около пятнадцати лет профессиональная актриса Елена Романова, но играют-то все равно школьники. И как играют! Но важно не только это. Театр входит в систему дополнительного образования, и долгое время там ставились спектакли только на испанском языке. «Улитка» показывала их на ежегодных всероссийских конкурсах школьных испанских спектаклей (правда, обычно в них участвуют лишь Москва и Санкт-Петербург), десять раз побеждала и выступала потом на ежегодных международных европейских фестивалях школьных театров на испанском языке. Объездили пол-Европы и везде срывали овации. И дело здесь не только в игре актеров, но и в блестящем испанском произношении, которое отмечали входившие в жюри испанцы и которое было поставлено нашими русскими преподавателями. В последние годы репертуар «Странствующей улитки» расширился, и теперь там ставят не только фестивальные испанские спектакли, но и пьесы на английском и русском языках.

Технари идут
Как бы хорошо ни обстояло дело с иностранными языками, но сегодня одного этого уже недостаточно. Впрочем, этого с самого начала было недостаточно, поэтому школа задумывалась не только как языковая, но еще и с углубленным изучением экономических дисциплин.
Помимо классов с углубленным изучением иностранных языков в гимназии существует мобильная система профильного обучения в средней школе. Это значит, что, исходя из интересов и возможностей учащихся, формируются профильные классы. Опыт существования физико-математического, химико-биологического, на данный момент социально-экономического классов показал, что выпускники имеют более высокие, чем достаточные, результаты по ЕГЭ для поступления в лучшие вузы столицы. Кроме этого, учащимся 10-11-х классов предоставляется возможность обучения по индивидуальным учебным планам. Это просто углубленное изучение некоторых предметов, на них дается на порядок больше часов, чем обычно. Целесообразность такого подхода доказана! В минувшем учебном году два человека, изучающих историю на профильном уровне, стали призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Отличился еще один призер заключительного этапа по географии, хотя по этому предмету профильного обучения у нас и нет. Но это далеко не все, ведь в возрастной категории, которая не позволяет выйти на региональный уровень, у нас 142 призера и победителя по 18 предметам! Очки к рейтингу это не добавляет, зато помогает закалиться в интеллектуальной борьбе, да и просто приятно. Полагаем, что эти успехи объясняются теми же причинами, о которых было сказано выше, - квалификацией учителей, заинтересованностью детей и родителей, и еще атмосферой сотрудничества в гимназии.
Однако теперь уже ясно, что профили в старших классах - это тоже недостаточно. Так же как недостаточно делать упор главным образом на гуманитарные предметы. Ведь результаты поступления в вузы в этом году показали, что резко возрос интерес к техническим и естественно-научным дисциплинам. Поэтому есть смысл определять склонности учеников гораздо раньше, чем в 10-м классе. Вот теперь у нас пропедевтические 5-й, 6-й и 7-й классы, а с этого учебного года в порядке эксперимента формируется один седьмой класс, который получил статус технологического. Туда по желанию отобрали учеников, склонных к точным наукам. Желающих оказалось больше, чем думали, и из всей параллели это получился самый большой класс, больше тридцати человек.
Сюда можно добавить еще курсы робототехники для ребят начальной и основной школы. Они у нас уже давно, и некоторые бывшие кружковцы уже успели поступить в технические вузы на специальность «роботостроение». Считается, что робототехника формирует особый инженерный и исследовательский подход к жизненным ситуациям. Сейчас гимназия выступила с идеей организации командно-групповых соревнований роботов. Это важно не только с технической, но и с человеческой точки зрения. Дело в том, что ребята «зависают» в компьютерных «стрелялках». А в наших соревнованиях на первый план выступает кооперация действий робота с другими роботами, в том числе и соперниками.
В общем, идем в ногу со временем. В этом году мы принимаем 229 первоклашек. Уверены, они придут в надежную школу!

Максим СТЕПЕНИН, учитель истории гимназии №1558