В образовательной организации воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, всего 361 человек.
Для дошкольников функционируют 9 групп компенсирующей направленности и 2 группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Группы комплектуются согласно возрастному и количественному составу, определенному санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы. Коррекционно-образовательную работу осуществляют квалифицированные специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели, инструкторы по физкультуре, инструкторы по плаванию, музыкальные руководители.
На базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатываются адаптированные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Воспитанникам оказывается квалифицированная помощь в освоении программы, в овладении навыками коммуникации для обеспечения оптимального вхождения детей в общественную жизнь. Для обеспечения полноценного воспитания дошкольников педагоги тесно взаимодействуют с семьями воспитанников, оказывая консультативную и методическую помощь родителям.
Детям с ОВЗ и инвалидностью в школе созданы условия получения образования в специально оборудованном здании, материально-техническая база отвечает современным требованиям: санитарно-гигиеническим и противопожарным, а также требованиям охраны труда. Учебные кабинеты оснащены компьютерным оборудованием, интерактивными досками, оргтехникой. Учащимся и сопровождающим их лицам обеспечен свободный доступ в здание, в котором создана безбарьерная среда: подъемники для транспортировки детей-инвалидов на этажи здания, поручни по всему периметру помещения на этажах, указатели-наклейки для людей с ограниченными возможностями здоровья, оборудованный гардероб, санитарные комнаты, места личной гигиены. Для перевозки обучающихся на занятия и различные мероприятия и используется автобус.
Созданные условия способствуют развитию и расширению возможностей предоставления родителям вариативных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательной организации в шаговой доступности от места жительства.
Для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников организуются уроки и внеклассные мероприятия, направленные на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участие в жизни класса, школы.
Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей создаются необходимые условия для получения образования по индивидуальной программе на дому.
Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, реализуется дистанционное обучение, которое осуществляют учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса.
Обучение предоставляет детям-инвалидам широкий спектр образовательных возможностей: это не только дистанционные уроки и консультации учителей, но и простое человеческое общение, которого так не хватает детям с ограниченными возможностями здоровья.
Дистанционное образование детей-инвалидов проходит параллельно с лечением, отдыхом или реабилитацией. Активное применение дистанционных технологий в обучении помогает обучающимся школы в выборе будущей профессии. Важную роль в школе играет психолого-медико-педагогическая служба.
Благодаря использованию безбарьерной среды, современного оборудования, адаптированных программ, взаимодействию между педагогами и специалистами образовательной организации, включенными в работу по образованию на разных его уровнях, в том числе дошкольном, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью могут достичь нужного уровня развития в своей возрастной категории и получить качественное образование в нашем образовательном комплексе.
Межведомственное взаимодействие специалистов, занятых в сфере реабилитации детей, является важным звеном в социальной интеграции детей с ОВЗ и инвалидностью.
Приоритетными направлениями деятельности служат взаимодействие учреждений здравоохранения, медико-социальной экспертизы, социальной защиты в целях включения ребенка-инвалида и его родителей в систему реабилитации; а также непрерывное сопровождение семей в процессе выполнения мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

Людмила РАБИНОВИЧ,
методист школы №962