В месте с детьми мы проводили опыты с веществом, светом, звуком, наблюдали за явлениями магнетизма, электричества, пытались понять пространство, время, движение, представить планету Земля и ее место в Солнечной системе.
В процессе экспериментирования у детей расширялись представления о физических свойствах окружающего мира, формировались элементарные географические представления, развивались эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру, дети осваивали правила безопасности при проведении опытов, формировались представления о возникновении и совершенствовании приборов. В процессе занятий у детей повышался интерес к окружающему миру, что проявлялось в появлении большого количества вопросов и наблюдательности. Результаты опытов всегда сопровождались яркими эмоциями удивления и желанием их повторить.
Ребенок пытается понять, что же в этом мире зависит от него, что он значит для окружающих его людей. Один из способов понять, кто он, можно ли доверить свои мысли, эмоции, желания близким взрослым и сверстникам, для него спонтанные речевые высказывания. Так формируется самоценность ребенка (его самооценка), его кураж перед предстоящей жизнью (уровень притязаний). Если взрослые часто игнорируют такие высказывания, не слушают ребенка, в спешке называют их глупостями, могут начать критиковать речь ребенка за неграмотность, неправильность или делают эти высказывания предметом для шуток, ребенок начинает думать, что его мысли и высказывания неинтересны, а сам он не очень важен для окружающих. Это часто приводит к тому, что дети реже высказывают свои мысли, говорят только о том, что нравится взрослым, оставляя свои мысли, желания и мечты невысказанными, теряется практика свободного высказывания, появляется эмоциональная скованность, неуверенность, внутренняя напряженность, а главное - теряется мотив спонтанного речевого самовыражения. Мы теряем их мысли и чувства. Дети теряют ценность своих мыслей и чувств. Об этом писал Осип Мандельштам:
Я слово потерял, что я хотел сказать, -
И мысль бесплотная в чертог теней вернется.
Мы старались подобрать такие игры и методики, которые способствовали речевой спонтанности, желанию фантазировать, выражать свои мысли, эмоции, а также слышать и понимать другого. Очень эффективны игры в парах, где один ребенок - ведущий, диктует задание, связанное с рисованием, с конструированием, а его партнер, находящийся за ширмой, должен точно выполнять его инструкции, затем они меняются ролями.
Такой вид деятельности не только позволяет реализовать детям свои замыслы, амбиции, речевые возможности, но благодаря смене ролей они могут увидеть ситуацию глазами другого, что позволяет преодолевать детский эгоцентризм, способствует лучшему пониманию друг друга, формированию рефлексивных способов общения. Интересны игры в «телеведущего», где от ребенка требуется достаточный уровень речевой активности и экспрессии, чтобы заинтересовать остальных детей. Споры на предложенную тему, как практика поиска аргументов и умения отстаивать свое мнение. Аналогично проводились игры на ориентировку в пространстве, когда у одного из партнеров завязаны глаза, а другой ведет его между предметами, сообщая направление. Составление речевых программ активизирует функции речевого контроля и программирования.
Для оптимизации коммуникативных речевых проявлений использовались спонтанные диалоги с использованием кукол бибабо (дети пытаются построить диалог между выбранными героями с разными заданиями, например, узнать как можно больше у совы, что она видела ночью, рассмешить волка, успокоить трусливого зайку, научить ежика петь песенки), монологи от имени людей разных профессий: врача, шофера, продавца, учителя, строителя, воспитателя, президента, режиссера, дрессировщика и др.
Подобран и апробирован комплекс игр по активизации речевого творчества, который используется педагогами.
Свободное, по замыслу ребенка конструирование не относится к разряду учебных навыков, но, несомненно, формирует, активизирует внутренний мыслительный план ребенка, визуальное, пространственное мышление, программирование и контроль деятельности, воображение, а также его собственную творческую активность.
Мышление ребенка в процессе конструирования носит творческий характер и имеет практическую направленность. Это наиболее актуально сейчас, когда дети увлечены гаджетами, а количество практических действий и навыков в их жизни значительно снижено. В конструировании ребенок помимо зрительного восприятия качества предмета имеет возможность двигательно и тактильно ознакомиться с реальным окружающим его миром предметов и их свойств.
Использование специальных комплексов игр и методик по опытному экспериментированию, активизации речевого творчества, свободного конструирования позволяет расширить возможность реализации активности, любознательности и творческого потенциала детей с повышенной познавательной мотивацией.
Результаты работы с этими детьми намного эффективнее, если в эту деятельность включены педагоги группы и родители. Информирование родителей об особенностях психики их детей, о содержании занятий, включение их в опытно-экспериментальную, творческую деятельность детей, с одной стороны, помогает педагогам и педагогу-психологу лучше понимать семейную ситуацию, а с другой стороны, повышает уровень компетентности родителей в вопросах понимания и воспитания своих детей. Обмен опытом общения с детьми между педагогами, психологами и родителями дома посредством бесед, обмен впечатлениями, фотографиями также сближает, делает более близкими взгляды на взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Надежда ЧУРСИНА,
педагог-психолог, кандидат педагогических наук школы №962