За долгое время работы я постигала вершины и неудачи в работе с такими детьми до тех пор, пока однажды не познакомилась с восстановительным подходом в работе с несовершеннолетними.
ФГОС нового поколения обращает внимание взрослых, работающих в системе образования, на то, что сегодняшний школьник должен обладать развитой рефлексией, основанной на безукоризненной ориентировке в навыках эффективного взаимодействия в процессе общения. Иными словами, ученик должен обладать коммуникативной компетентностью и уметь справляться не только с повседневным общением на высоком культурном уровне, но и применять данные знания к сложным ситуациям и самостоятельно их разрешать.
Формирование коммуникативных ценностей является не просто важной целью для всего современного образования, но и невероятно сложной, так как перед нами встают столь же непростые задачи и вопросы.
Как нам транслировать стандарты ФГОС на перемене, вне класса, как сделать этот процесс непрерывным, автоматизированным и принятым в школе? Нужна не просто образовательная психологическая программа, а идеология, система принципов, на которой функционирует вся школа.
Относительно административного или карательного подхода к системе реализации ответственности и наказания, восстановительный подход на государственном уровне практикуется сравнительно недавно. Становлению и развитию применения данного подхода в России мы благодарны центру «Судебно-правовая реформа» и Всероссийской ассоциации кураторов и медиаторов. Важно заметить, что данный подход реализуется именно на государственном уровне и его применение рекомендуют такие документы, как: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный от 17 декабря 2010 г.
В восстановительном подходе понятие ответственности не синонимично понятию наказания. Ответственность - нечто большее, вносящее неоценимый вклад в разрешение ситуации и способствующее выстраиванию человеческих отношений между людьми. Конфликт является такой же собственностью, как и имущество, которое может быть похищено у жертвы или же возвращено ей.
Основная ценность восстановительного подхода заключается в том, что любая трудная ситуация рассматривается не как безвыходное событие или вина, а как то, что может быть восстановлено. При этом, если разрушения произошли в мире какого-либо человека или сообщества, то и ответственность за восстановление лежит на нем, и та форма, которая будет ощущаться им целой, исправленной и исправной, не является формой, созданной кем-то внешним. Эта форма ответственности приемлема для него, так как исходит из субъективного видения картины мира.
Во главе стоят принципы ответственности, о чем было сказано выше, осознанности и открытости. Основной принцип, на котором базируется восстановительный подход, - восстановление утраченного. Без осознания того, что произошло, какие последствия пришлось пережить всем участникам ситуации, их чувств, восстановление невозможно. Осознать же и проанализировать случившееся можно только будучи открытым по отношению друг к другу, так как это является единственной и уникальной возможностью быть услышанным и понятым.
В нашей школе так сложилось, что директор школы Ольга Владимировна Иванова работала в восстановительном подходе долгие годы, еще до того, как приняла управление образовательным учреждением. В свою очередь, я работала в ЦППРиК «На Снежной» в отделе под руководством Надежды Александровны Йошпа, специализирующемся на развитии восстановительного подхода в школах Москвы и колониях для несовершеннолетних (в рамках проектной работы в Институте права и публичной политики). В наших совместных профессиональных планах с директором школы всегда теплилась надежда реализовать восстановительные принципы в отношении функционирования всей школы. Когда у нас возникла такая возможность, я поступила в школу на должность педагога-психолога, и мы сразу приступили к организации реализации подхода в школе.
Первым шагом было планирование работы с администрацией. Заручившись поддержкой и оформив все необходимые документы, с помощью специалистов ГБОУ ГППЦ ДОгМ был проведен семинар для педагогов. Таким образом, весь педагогический состав был ознакомлен с технологиями восстановительного подхода.
Следующим важным шагом было планирование и организация школьного Совета профилактики по принципам и технологиям восстановительного подхода. Данная задача оказалась одной из самых сложных и важных, так как она заключалась в построении отношения, реагирования и профилактики в системе формирования ответственного поведения учеников. На Совет профилактики обычно попадают школьники, не справляющиеся с учебой, дисциплиной, совершившие антиобщественные деяния, употребившие психоактивные вещества; дети, оказавшиеся в ситуации крайнего обострения конфликта или сложной семейной ситуации. Обращаясь к началу статьи, сейчас мы вплотную подошли к работе с той самой категорией «трудных» детей группы риска и тому, как реализовать условия обучения метапредметным знаниям у данной группы учеников.
Начнем с описания организации подготовки к Совету профилактики. На данном этапе проходят индивидуальные встречи со всеми участниками, вовлеченными в данную ситуацию: ученик, родители, классный руководитель, педагоги-предметники, заместитель директора по УВР, одноклассники. Так, с каждым обсуждается его точка зрения на то, что произошло или происходит, его чувства по отношению к данным обстоятельствам, последствия и выход из ситуации, обсуждение ожиданий от вовлеченных в данную проблему людей и тех стратегий поведения, которые человек готов предпринять по исправлению данной ситуации.
Когда все встречи проведены, ученика и всех, задействованных в данной ситуации, приглашают на совет. Сначала выступает директор или председатель совета, нейтрально озвучивая ту ситуацию, в которой оказался ученик. Далее слово предоставляется участникам ситуации, их просят озвучить свою точку зрения, свои чувства и последствия, с которыми они столкнулись. Весь процесс общения выстроен по принципам технологии «Круг сообщества», с которой можно ознакомиться в соответствующих книгах и статьях. Так очередь доходит и до ученика, чью точку зрения выслушивают с уважением в соответствии с принципами восстановительного подхода.
Очень важно, чтобы ученик понимал, что в данной обстановке все вовлеченные взрослые собрались не для того, чтобы судить его, а пригласить в процесс анализа его поступка; для того, чтобы помочь ему исправить то, что нанесло вред всем участникам. Важно дать ребенку возможность увидеть себя не плохим человеком, а понять последствия и чувства всех, кто был «поврежден» его поступком, так как данный поступок, а не ребенок является плохим. Именно наделение ученика активной позицией дает ему шанс выбраться из ситуации, в которой он оказался, так как трансляция навязанного алгоритма действий и клеймение его как «плохого» ученика не принесет ни принятия ответственности, ни искреннего осознания, ни исцеления пострадавших от его действий. Принципиальную особенность в исправлении поведения ребенка играет активная позиция общества, в котором он находится, и субъективная готовность каждого участника ситуации ее исправить. Дело в том, что исправление поведения нужно не только «трудному» ученику, но и окружающим, которых оно не устраивает. Так, каждому важно озвучить не только желательное поведение ребенка, но и пути его достижения, в том числе озвучить, что каждый готов сделать, чтобы поддержать ребенка в процессе исправления ситуации и налаживании его жизни. Так, после обсуждения стратегий исправления ситуаций все решения записываются в протокол, и составляется индивидуальный план реабилитации ученика. Все решения в процессе их реализации обсуждаются, когда возникают трудности - проводится анализ и планирование способов разрешения. Необходимы промежуточные встречи для анализа эффективности плана и дальнейшей коррекции. Особое значение имеет итоговая встреча, на которой обсуждаются успех и позитивные изменения в поведении ученика. В процессе реализации плана важно давать позитивную оценку и делать акцент на том, что ребенку удается реализовать, а не концентрироваться на неудачах.
Помимо работы Совета профилактики, в рамках образовательного учреждения действует Школьная служба примирения - сообщество учеников, прошедших обучение разрешению конфликтных ситуаций при помощи восстановительных технологий. Один из способов разрешения сложной ситуации между учениками - медиация, то есть нейтральное посредничество с целью создания условий для самостоятельного разрешения конфликта его участниками. Так, сотрудники ШСП сначала проводят индивидуальные встречи со сторонами конфликта, целью которых является работа с эмоциями и помощь в построении процесса субъективного анализа и осознания произошедшего. Следующий этап работы - проведение общей встречи сторон для совместного обсуждения точек зрения на конфликт и способа его разрешения. В ШСП на данный момент работают 15 учеников с 6-го по 10-й классы. В нашей школе есть культура обращения в ШСП, когда ты становишься участником или очевидцем ситуации причинения вреда человеку. Так, если ученик сообщает о произошедшем в службу, он всегда может рассчитывать на принципы конфиденциальности и добровольности, полагаясь на доверительное и безопасное общение. Именно так можно опробовать полученные в классе знания о культурном взаимодействии на практике.
Когда в сложной ситуации участвуют взрослые стороны, на помощь ученикам приходит взрослый куратор ШСП. Так, при возникновении непонимания родители чаще стали обращаться в ШСП, нежели писать заявления директору или в правоохранительные органы, что говорит о доверии и эффективности к восстановительному подходу и росту тенденции к обсуждению и разрешению проблем в принципах гуманизма, что, в свою очередь, является показателем роста культуры общения в школе.
Практически в каждом классе школы №305 регулярно проводятся технологии данного подхода, такие как «Круг сообщества», тренинги по формированию ценностей взаимодействия и уважительного отношения, конфликтологии и повышению коммуникативной компетентности.
Результатом данной работы является формирующаяся культура школы, в которой  каждый участник образовательного учреждения чувствует уважительное отношение к себе, наделен активной позицией, является экспертом в своей ситуации и может справиться с трудностями, рассчитывая на поддержку и принятие. В такой атмосфере очень сложно быть «трудным»: один из наших учеников, долгое время состоявший на внутришкольном учете, теперь приходит и открыто говорит о трудных ситуациях, в которых он оказался, и сам ищет помощи, понимая и анализируя свое поведение. Он совершил еще один поступок, действуя импульсивно и неосознанно, но теперь он понимает, что от этого пострадали другие люди, и это причиняет ему самому боль, теперь он сам пытается исправить ситуацию, у него есть желание быть в обществе и быть принятым. Предвидя справедливые замечания о том, что ребенок не перестал попадать в сложные ситуации, попрошу у критиков терпения и толерантности, так как все и сразу бывает только в сказке, а мы говорим про реальность, с которой большинство из нас сталкивается каждый день. Особо важно отметить, что ситуация положительно меняется, обеспечивая возможность ребенку практически переносить полученные навыки и принципы на новую жизненную ситуацию, что, по мнению Д.Колба, является одной из ступеней научения, по его концепции, следующий этап - планирование будущего с учетом этого опыта, что, возможно, убережет его от новой трудной ситуации. Тем более взрослого, прикладывающего ежедневные титанические усилия в помощи исправления поведения ребенка, не посетит мысль об обесценивании, а такой результат покажется сверхэффективным. Думаю, в этой точке зрения меня поддержит большинство специалистов, работающих в области социально-психологического сопровождения.
Каждый из нас независимо от возраста и опыта может оказаться в сложной ситуации, на месте «трудного» ученика, когда вместо осуждения очень хочется поддержки и доверия, чтобы вновь стать принятым и понятым, особенно в кругу тех людей, с которыми мы общаемся каждый день. По сути, каждый из нас может быть назван «трудным» в определенной степени и ситуации. Так, в здоровом обществе, в здоровой нации очень важно сохранить друг к другу уважение и не судить, не клеймить друг друга, а быть рядом, чтобы вовремя помочь исправить трудную ситуацию и наладить жизнь к лучшему.

Юлия КУЗОВКОВА, выпускница МГУ имени М.В.Ломоносова, педагог-психолог школы №305, специалист в области восстановительного правосудия