Все изменили апрель 2014 года и поездка с детьми на экскурсию в Великий Новгород. Там нас кроме базовой экскурсионной программы ждали мастер-классы на выбор: девочкам предлагалось изготовить народную куклу, мальчикам - поплести из бересты. И с тех пор я понял, что это безумно увлекательно для меня как учителя истории. Мне стали понятны многие аспекты жизни наших древних предков: как они писали на грамотках берестяных, почему именно такими угловатыми выходили буквы из-под их писала. Работая дальше с материалом, учась у мастеров Новгорода, я начал узнавать совершенно новые грани бересты и понимать, почему так распространена она была на территории нашей Родины. Вплоть до начала XХ века ни один крестьянский дом, а порой и дворянский терем не обходились без того, чтобы под крышу укладывались листы березовой коры, домашняя утварь также делалась из бересты, особенно на севере нашей страны. Но, оглядываясь по сторонам, видно, что в наши дни это ремесло исчезает. Многие скажут: «Береста - это не тот материал, который пользуется спросом сейчас, а спрос рождает предложение». Но ведь такая ситуация сложилась не только с берестоплетением как видом ремесла, но и с гончарным, кузнечным ремеслами, резьбой по дереву, ткачеством! У нас есть станки и конвейеры, которые создают поток этих изделий. И мы стали забывать в суете городской жизни о том, что ремесло - это знание, это опыт, накопленный сотнями поколений мастеров предшествующих времен, это творчество, это традиция!
Ремесло имело и имеет важное социальное значение, так как оно играет огромную роль в формировании современных граждан России, которые должны быть готовы к осознанной реализации своего творческого потенциала, заложенного в каждом из нас.
Поиск гармонии с окружающим миром привел к формированию национальных культур, олицетворивших мир чувств и многообразие форм творческого вдохновения. Культура любого народа - это социокультурное достояние цивилизации. Его важно не только сохранить, но и разумно использовать для формирования гармонично развитого общества. Для нашей страны очень важно эту задачу сделать приоритетной. Способность решать ее возникает у того человека, который обнаруживает в себе импульс заботы о духовном и нравственном благополучии спутников жизни. У того, кто ощущает движущей силой перемен в обществе его культуру во всем многообразии ее компонентов. Культура и изучение ремесла должны быть доктриной и фактором развития всех граждан России. Задачи по ознакомлению с народными ремеслами сейчас лежат на плечах школ, колледжей и некоторых вузов. Но основная проблема заключается в том, что мастеров, настоящих ремесленников очень и очень мало, и школьные программы рассчитаны так, что учащийся на уроке истории может услышать о том или ином виде ремесла, на уроке МХК узнать о том, что да, когда-то тогда, давно оно было развито. На уроке изо и технологии (преимущественно у мальчиков) ребенок может прикоснуться и попробовать себя в роли резчика по дереву, расписчика хохломы - и все. На уроках технологии у девочек за редким исключением рассказывается о значении тех или иных элементов одежды, о том, как и зачем их носили, тем более не учат шить такие модели, ткать пояса, а ведь все эти вещи для наших предков - целая вселенная. И у них есть чему поучиться даже с позиции подхода к выбору тех или иных вещей в свой гардероб. Нынешние дети не всегда понимают уместность модных, «трендовых» элементов и уж тем более не понимают, насколько они смешны в некоторых одеяниях.
Только на уроках, посвященных изучению ремесла, дети могут попробовать себя в творческом подходе к выбору своего увлечения, а может быть, и дальнейшей профессии. Но дальше этих проб дело не идет, так как очень сложно в школе человеку, заинтересовавшемуся ремеслом, найти наставника. Многие скажут: «Можно пойти в колледж и там учиться традиционному ремеслу!» Но ведь и там мы едва ли найдем в большом количестве кузнецов, гончаров, берестянщиков! К сожалению, в нашей стране существуют единицы ремесленных училищ, которые предлагают работать с деревом, железом, но и там это современные изделия, современные станки, а не та традиция, которая передавалась от мастера к подмастерью.
Это мы говорили о довольно распространенных ремеслах, а что делать с такими редкими, как резьба по кости? Я москвич, где, в каком учебном заведении среднего звена меня этому могут научить? Где? Ответ очевиден. Исходя из опыта общения с мастерами, заслуженными деятелями культуры Российской Федерации, можно выявить следующую закономерность. 90 процентов мастеров - это люди простых гражданских специальностей: учителя, водители «скорой помощи», инженеры, певцы, которые в какой-то момент жизни случайно встретились с ремеслом, и их затянуло. И лишь 10 процентов - это потомственные мастера - берестянщик А.Шутихин, кузнец В.Сысо. И осваивали ремесло все эти люди не в школах, колледжах, а у мастеров в свободное от учебы время.
А почему школы не могут давать такие знания? Неужели современные российские учебные заведения не имеют такого потенциала? Имеют! И еще какой! Нужно только задуматься над тем, что многие программы дополнительного образования могут быть дополнены занятиями по обучению традиционным ремеслам. Вместо лепки из пластилина почему бы не лепить из глины? Ведь ребенок, который в начальной школе этим увлекся, и в средней, и в старшей пожелает идти и познавать новые грани гончарного мастерства. Вместо так всеми любимого лего-конструирования, развивающего мелкую моторику, можно смело заниматься берестоплетением. Оно в разы сильнее способствует развитию моторики, мелкой и не только: стоит хотя бы раз самому сделать шаркунок - поймешь, о чем я говорю.
Творчество в школе заканчивается тогда, когда заканчиваются уроки музыки, изо, технологии, на которых учащиеся могли создавать что-то сами. Каждый из нас, учителей, помнит, с какой радостью и наслаждением дети приходят на наш урок после вышеперечисленных предметов. А ведь именно добавив творчества в их жизнь, мы могли бы все вместе видеть результат: снижение агрессии в обществе в целом, развитие новых форм традиционного искусства и новые достижения в науке. И ведь нам по силам это все превратить в реальность: станки гончарные, печи для обжига, глина, береста, нити для ткачества, станки ткацкие традиционные стоят не миллионы, и школы могут себе это позволить! Уж тем более школы крупных городов!
И тут не грех вспомнить, что каждый город ранее создавался именно ремесленниками, ими укреплялся и процветал за счет них, а не за счет торгашей и менял. Гончарные улицы, кузнечные мосты, кожевнические набережные - вот неполный перечень памятников ремесленникам прошлого, запечатленных в российской топонимике большинства городов. Даже в знаменитом новогоднем фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» герой едет на улицу Строителей - ремесленников XX века.
Еще одним аспектом этой проблемы является то, что большинство школ выпускают не адаптированных к реальной жизни людей. Есть умения поставить плюсики в тестах, и нет в руках ремесла, которое позволит в любой момент заработать кусок хлеба, пусть и без масла, но хлеба. А ведь именно обучение традиционным ремеслам, не требующее крупного инвестирования, позволит обеспечить каждого ребенка минимумом, а то и максимумом умений, позволяющих ему выжить в современной непростой экономической ситуации. Если не мы, то иностранцы с радостью покупают изделия традиционных промыслов.
Подводя итоги, хочется сказать следующее. Если мы с высоких трибун говорим о патриотизме как о национальной идее, то, может быть, уже настало время, когда быть патриотом - это еще и владение русским языком и ремеслами, которые достались нам от предков.

Примечание: в тексте использованы материалы монографии под редакцией профессора Н.П.Залывского «Северные ремесла: традиции и современность».

Илья БОГОМОЛОВ, учитель истории школы №305