Перестройка не ума, а по уму
В 2013 году мы вошли в состав образовательного комплекса «Гимназия «Свиблово». Наша команда всегда рассматривала объединение не только как административно-управленческую реформу, а прежде всего как реформу качества образования. С нашей точки зрения, концептуальная основа объединения - это возможность совершенствовать качество образования, это создание единой образовательной среды, это обеспечение ребенку образовательного выбора, это трансляция передового педагогического опыта. В этой связи наше видение объединения совпало с видением учредителя. Мы рады возможности транслировать наш многолетний прогрессивный опыт на педагогические коллективы, которые вошли в комплекс, мы рады возможности обеспечить каждого ребенка района Свиблово едиными стартовыми условиями. Теперь прогимназия задает вектор развития для всего уровня начального образования в нашем комплексе.
Инновационная деятельность всегда являлась для нас эффективной частью повышения квалификации учителей и частью механизма управления качеством образования, а также достижения высоких образовательных результатов школьниками.
В парадигму «Управление качеством образования» мы вкладываем: повышение качества административно-управленческих процессов; оптимизацию системы информационно-аналитического обеспечения управления; непрерывную работу над организационной культурой педагогического коллектива. Инновационная деятельность в учебном корпусе «Прогимназия» реализуется по нескольким направлениям. Одно из них - реализация ФГОС в гимназии «Свиблово» на начальном уровне образования через технологию системно-деятельностного метода, который способствует формированию целостной картины мира и личного опыта ученика.
Отношение к начальной школе за последние 10 лет реформ претерпело кардинальные изменения. Раньше и у коллег средней и тем более старшей школы, я не говорю про высшую школу, к начальному этапу образования было более чем прохладное отношение. Но наконец-то были услышаны прогрессивные педагоги, которые были и в советской, и в ранней российской школе, и сформировался принцип преемственности в образовании.
Сейчас, вы не поверите, в качестве образования в начальной школе заинтересованы и вузы. Высшей школе важен выращенный, осознанный выбор, который заложен на дошкольном и начальном этапах обучения. В подтверждение сказанному отметим, что прогимназия и ранее сотрудничала с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт» в рамках проекта «Формирование конвергентного мышления у младших школьников», в этом году мы заключили договор с Межотраслевым инжиниринговым центром МВТУ имени Баумана «Композиты России». Для наших школьников центром разработана собственная программа, в рамках которой будет организована открытая учебно-технологическая практика по композитным материалам. Мы разделяем учебный принцип университета имени Баумана: «Образование через науку. Тесное сочетание теоретических и практических занятий». Многие наши дети, побывав в университете, заявили о своем желании стать будущими бауманцами. Еще один стартап учебного корпуса в этом учебном году - сотрудничество с географическим факультетом МПГУ: наши дети совместно со студентами будут реализовывать проекты «Россия - империя воды. Арктика», «Транссибирская магистраль». Эти проекты мы выдвигаем на соискание гранта Русского географического общества.
У нас существует табу на то, что может ограничить кругозор, на то, чтобы лишать ребенка права передумать. Наше правило - подход к образованию должен быть гибким! Мы в выстраивании учебной траектории учитываем индивидуальные особенности ребенка. И мы уверены, что будущих Лобачевских или Ландау воспитываем именно мы.
Образование, как и стратегия, должно работать вдолгую. Образование - это не теория вопроса, это практика, это метод проб и ошибок. В этой связи наши базовые принципы, положенные в основу нашей концепции и федеральных стандартов, - принципы системно-деятельностного подхода - работают на практике. Мы убеждены, что начальная школа - это эффективный старт для многопрофильной подготовки в старшем возрасте.

Делайте, как мы! Делайте лучше нас!
Мерило государственной безопасности - это образование. Ни одна реформа не списывает со счетов персональной ответственности за результат, управленцам всех уровней необходимо оценить результаты реформ с позиции управления качеством образования, которое для нас неразрывно связано с эффективностью работы наших учителей. Наш флагманский педагогический коллектив всегда в мейнстриме новых образовательных вызовов. Неотъемлемой частью педагогической жизни коллектива является верность традициям, которые отражаются в проводимых событиях: традиционные пленарные заседания и круглые столы, где партнеры представляют инновационные образовательные разработки и решения, презентации о реализованных или предстоящих проектах, семинары, которые проходят в формате Open Space, тренинги, мастер-классы, деловые игры, которые направлены на развитие менеджерских качеств педагогического коллектива.

Прогимназия - это школа равных возможностей для всех
Мы не отбираем детей, и в течение 4 лет каждый ребенок получает индивидуальную траекторию развития, каждый находит себя в той деятельности, которая очень насыщенно организована в нашем учебном корпусе. У нас очень много «мест пробного действия», где ребенок может себя попробовать и проявить свои таланты. И не только на уроках и переменах, но и после них - в кружках и секциях, во внеурочной деятельности, в группах тьюторского сопровождения познавательных интересов учащихся. Мы создаем возможности выбора. В учебном плане есть развивающие занятия гуманитарного, математического, естественно-научного направлений, широкая сеть внеурочной деятельности, кружков и секций. И эта линия выстроена от первого до четвертого класса. Жизнь в учебном корпусе творческим вихрем закручивает и детей, и родителей, и, конечно, педагогов: можно участвовать в самых разных проектах - общешкольных, классных, индивидуальных. Дети в итоге приобретают важнейшие личностные и метапредметные компетенции - умение общаться, систематизировать информацию, оценивать свою работу, ставить цели и достигать их. И конечно, каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
В прогимназии есть авторские события, которые стали нашей традицией: читательский проект «Книжная ярмарка», научно-практическая конференция «НИК. Наука. Искусство. Культура», ярмарка идей «Открытие», на которых всем предлагается уникальная возможность пообщаться лицом к лицу с лидерами ученического, родительского и педагогического коллектива, которые в качестве спикеров приглашаются для представления исследовательских и творческих проектов. Торжественная церемония награждения победителей по итогам учебного года «Ассамблея успеха» - наш «ученический Оскар», триумф учеников, которые сделали вклад в индивидуальное развитие и отличились в тех или иных областях знаний. Другой блок проектов, которые стали традицией, - проекты, которые помогают почувствовать детям гордость за свою Родину, осознание своей идентичности с многонациональной культурой России и русской историей. Мы проводим проекты, которые дают почувствовать детям многообразие многонациональной культуры России. В процессе работы над проектом «Дикая мята. Россия фольклорная» дети знакомятся с географией, историей, культурой и традициями многочисленных регионов России. Каждый класс, а у нас их 19, изучает в выбранной области национальный костюм, традиции и обряды, диалекты, устное народное творчество, прикладное искусство, музыкальное народное творчество, стилизуют быт изучаемого региона. В этом году мы спланировали с детьми прокатиться по просторам нашей великой России по Транссибу с проектом «Транссибирская магистраль» и построить макет Сибирского рельсового пути. После такого погружения в необъятные просторы нашей страны каждый ребенок с гордостью осознает, что мы россияне, а Родина наша - Россия!
Школа сегодня - это равные возможности не только для детей, но и для родителей. Насколько каждый родитель может реализоваться в образовательном проекте ребенка, зависит и от школы. Мы создаем условия для реализации наших родителей. Я убеждена, что у ребенка есть два крыла. Одно крыло - это школа, другое - родители. Наша роль в жизни каждого ребенка непереоценима. Управляющим советом и родительскими комитетами сейчас уже никого не удивить - это стало привычными формами взаимодействия. А вот сделать родителей активными участниками образовательного процесса - это главная задача. Мы смогли организовать открытые трибуны взаимодействия. Родители в нашем корпусе контролируют качество образования. В декабре мы проводим рубежный контроль, в мае - итоговый. И родители приходят на контрольные работы, а потом совместно с учителями проверяют работы наших учеников, участвуют в их анализе: какие компетенции у ребенка сформированы, а какие - нет. Такая открытость с нашей стороны поддерживается огромным доверием к учителю. Родители уверены, что их дети получат то качество образования, которое предъявляет стандарт нового поколения. А их участие в жизни прогимназии позволяет родителям и детям стать ближе друг другу, мамам и папам наблюдение за учебным процессом помогает понять цели и стремления своего ребенка и раскрыть глаза на ожидаемое будущее. Наши родители наравне с детьми принимают участие в исследовательских проектах и защищают их на ярмарке идей «Открытие». Традицией стал и съезд родительской общественности, на котором педагогический и родительский коллективы подводят итоги прошедшего года и вырабатывают перспективные планы развития на следующий учебный год. Традицией съезда стала церемония награждения учителей и родителей за вклад в развитие гимназии «Свиблово».

Каждый ребенок - личность
Главное завоевание нашего педагогического коллектива - уважение к личности ребенка. Мы руководствуемся постулатом: как бы ни складывались твои отношения с учебой, личность ребенка является основополагающей! Такая позиция приносит свои плоды: чувствуя себя защищенным, ученик не растрачивает силы на борьбу за выживание, а концентрируется на постижении знаний.
Конечно, родители непосредственно участвуют в определении судьбы ребенка. Папы и мамы обычно беспокоятся: «Заметит ли способности нашего ребенка учитель?» Но в нашем случае они убеждаются лично в том, что ни один талант их чада не ускользает от внимания педагога.
Учитель - проводник ребенка в мире знаний, его задача - вдохновить и направить. И мы учим видеть свои результаты, подводить итоги и делать из этого выводы.

«Знаем, что мы молодцы!»

Образовательная среда учебного корпуса позволяет формировать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и ценностно-смысловые компетенции.
Нашим детям интересно в гимназии. Для них экскурсии «Путешествие по Москве», для них развивающие занятия «Конструируем и моделируем», «Математическая карусель», «Прикладная математика», «Лего-конструирование», «Мир занимательных задач», «Конструирование домов», «Литературная гостиная», «Пишу красиво и грамотно», «В мире слов», «Хочу, могу, умею», «Наблюдение за погодой», «Наблюдаем и измеряем», «Физические явления в природе». Ребята не остаются в стороне и от спортивных соревнований «Веселые старты», «Туристический слет». Учителями физической культуры нашего учебного корпуса был придуман уникальный спортивный праздник «Мама может!» для мам и детей. Ежегодно наши дети выезжают на недельную экологическую практику в научный центр при МГУ. А чего стоит наша летняя школа «Разноцветные облака», в которой пятая летняя четверть проходит в познании, активности и творческих делах!
Нам все интересно и все удается, потому что учебная и внеурочная деятельность учебного корпуса представляет собой единое целое.
Педагогами прогимназии разработаны рабочие программы с использованием предметной и ИКТ-насыщенной среды по всем предметам учебного плана. Учителями технологии созданы модули с использованием станков UNIMAT, учителями предмета «Окружающий мир» разработаны практические и лабораторные работы для учащихся начальных классов.
В кабинете психологической разгрузки организованы занятия по развитию мелкой и крупной моторики, развитию внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков с использованием предметной среды. Кабинет лего-конструирования оснащен конструкторами «Мои первые механизмы», «Lego-education», «Lego-Duplo», «Лего-физика». Каждый кабинет начальных классов оснащен развивающей средой!
Наши дети привыкли ставить перед собой такую скромненькую, правда, со вкусом, цель - во всем и всегда занимать первые места. К достижению цели идут не только при помощи урочной системы, а после уроков весело и азартно. Здесь избегают одного - гнетущего ощущения. Если есть радость и интерес, все получится! Ребята в стенах своей alma mater улыбаются, им здесь хорошо. Оттого они и учатся с интересом.
Безусловно, атмосфера успешности учебного корпуса складывается из желания команды ее создавать и поддерживать. У нас сильный педагогический коллектив, в котором каждый ведет свою область, придумывает идеи, способные оживить процесс, и отвечает за него. Мы ценим неординарных учителей, способных заразить своей страстью к познанию. Поиск педагогических талантов оправдывает себя, когорта уникальных учителей формирует тот особый имидж учебного корпуса «Прогимназия», который позволяет ей высоко держать свою интеллектуальную планку.
Традиции в учебном корпусе «Прогимназия» сохраняются незыблемо. Выпускники это ценят. Становясь математиками, физиками, айтишниками, бывшие ученики прогимназии приходят в свою начальную школу и говорят: «Спасибо!» Именно занимательные уроки с использованием новых технологий и знакомством со всевозможными инновационными ноу-хау придали неповторимую притягательность этому миру.

Работая в нашем учебном корпусе, каждый учитель получает возможность проявить свой опыт, возможность получать новые знания и, конечно же, профессионально расти как по горизонтали, так и по вертикали. Взамен гимназия «Свиблово» обретает эффективность работы сотрудников, их профессиональное развитие и обучение. В настоящее время образованию необходима новая генерация учителей, которые смогут не просто управлять образовательными технологиями, но с их помощью изменить содержание школьного образования.

Зинаида СТРОЧКОВА, заместитель директора гимназии «Свиблово», руководитель учебного корпуса «Прогимназия», заслуженный учитель РФ