В воспитании и образовании акцент переносится на формирование у детей способности познавать окружающий мир самостоятельно, анализировать добытую информацию, обдумывать свои решения и планировать свою деятельность. В связи с этим внедрение альтернативных форм ведения образовательной деятельности, таких как социальное проектирование, предоставляет возможность реализовать личностно ориентированное образование и воспитать социально активную, профессионально компетентную личность, способную адаптироваться к происходящим изменениям.
Наша гимназия давно работает в данном образовательном направлении. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся является в гимназии «Свиблово» основой учебно-воспитательного процесса. Сейчас много говорят о патриотическом воспитании, о том, что необходимо возвратить в школу патриотизм, прививать детям любовь к своей большой и малой Родине. Для наших учеников любовь к Родине начинается с любви к родному дому, к своей улице, к своему району, городу. В прошлом учебном году мы запустили бессрочный социальный проект «Я живу в России», который имеет несколько образовательно-воспитательных направлений - литературное, историческое, экологическое, географическое, художественное. Наиболее интересным является направление «Свиблово от А до Я». Его главная цель - изучение и улучшение района, в котором мы учимся, работаем, живем. Сначала это направление имело больше образовательный исследовательский характер, нежели проектный и социальный, так как первоначальной идеей было создание виртуальной энциклопедии района, объединяющей в себе рассказы об истории, объектах, постройках, улицах, интересных людях и различных аспектах района Свиблово. Процесс создания «районной энциклопедии» уже запущен. Так, мы сотрудничаем с районной интернет-газетой, где печатаем статьи, написанные нашими детьми. В каждой статье есть ссылки на другую информацию, связанную с темой материала. Но теперь «Свиблово от А до Я» это и самостоятельный социальный проект. Началось все с инициативы самих гимназистов. Ученик тогда еще 5-го класса И.Лукьянов заинтересовался особенностью названия одной из улиц района Свиблово - «Вересковая». Вереска-то на ней нет! Он провел ученическое исследование этимологии названия улицы, разговаривал со старожилами, изучил старые документы, исторические источники. Выяснил, что данная местность действительно раньше была сплошь покрыта вереском, и, что удивительно, не так давно. Продолжением ученического научного исследования стала идея возвращения улице ее исторического символа. Так инициатива одного заинтересованного ученика была поддержана другими гимназистами, их родителями, жителями района. Ребята сами проводили социологические опросы, общались с представителями управляющих организаций, просчитывали экономическую составляющую проекта, рисовали эскизы нового оформления улицы. Конечно, не без помощи учителей и родителей. Этот социальный проект сплотил все образовательное сообщество гимназии. Наша инициатива была поддержана социальной службой управы района Свиблово, лично руководителем района Н.П.Барановым, и достойным завершением стала проведенная совместная социальная акция «Вернем улице Вересковой ее исторический символ!».
В последний день учебного года 30 мая мы посадили вереск на Вересковой улице. Но не это является в данном проекте главным. Главное то, что в процессе работы над его реализацией ребята получили неоценимый опыт выбора и привычки нести за него ответственность. Впереди было лето. Участники проекта разъехались на каникулы. Но вереск не погиб! Ребята организовали уход за ним и летом. Сейчас вереск цветет, исторический символ московской улицы вновь радует москвичей. Гимназисты не только смогли вернуть улице символ ее названия, но и поддержали экологию района Свиблово, сохранили частицу исторического наследия города. Мысль «я сам могу сделать, и не только для себя» воодушевила ребят, разбудила желание проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность, значимость для общества социального проекта больше всего мотивируют и обучают подростков. Участие в социальных проектах способствует социальной адаптации подростков, то есть приспособлению личности к изменяющимся условиям среды. Наш опыт показывает, что работа над реализацией социального проекта приводит к выработке у подростков обновленных навыков и привычек, качеств личности, что приводит к адекватности личности подростка и окружающей среды. Мир вокруг молодого гражданина перестает быть безоговорочно враждебным, сформированная коммуникационная компетентность помогает ребятам действовать целенаправленно, обеспечивает возможность разумной интеграции со средой. Таким образом, через образование, его новые формы, решается одна из целей воспитательной системы гимназии: формирование творческого человека, способного сохранить и развить ценности общества и человечества, использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением.

Оксана БАРЫШЕВА, кандидат педагогических наук