Интенсивное развитие экономики страны требует наличия экономически грамотного и активного населения. Потребляя финансовые услуги, каждый человек вступает во взаимоотношения с различными финансовыми организациями, решает те или иные финансовые проблемы и принимает на себя финансовые риски. Современный человек наряду с решением повседневных проблем должен быть готов к оценке своих перспектив в будущем.
От вклада отдельных людей и групп в сеть взаимосвязанных экономических отношений напрямую зависит благополучие национальной экономики.
У граждан нашей страны нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики. Поэтому вопрос о финансово-экономическом образовании населения является в настоящее время одним из первостепенных.
Некомпетентность потребителей финансовых услуг не только пагубно сказывается на их личном благосостоянии, но и оказывает значительное негативное влияние на развитие финансовых рынков и стабильность экономической ситуации в стране.
Финансово-экономическая грамотность - это умение человеком вести учет поступлений и расходов, осознанно и ответственно распоряжаться денежными средствами, своевременно и правильно платить налоги, осуществлять выбор финансовых инструментов, формировать пенсионные накопления и создавать сбережения, чтобы планировать свое будущее. Например, приобретение собственного жилья, получение образования или обеспечение жизни в зрелом возрасте - это та задача, которая должна стоять перед молодыми людьми уже в самом начале их жизненного пути. И для ее успешного решения необходимо не только обладать определенным запасом знаний, но и уметь правильно выбрать приоритеты, а также осознавать последствия принятых решений.
Финансово грамотные люди планируют свою жизнь исходя из определения первоочередных и стратегических задач в достижении поставленной цели.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме недостаточной грамотности населения России в финансовых вопросах на различных уровнях.
Коренные изменения в экономической сфере общества усиливают необходимость поиска новых подходов к задачам экономической и финансовой подготовки учащихся школ. Ведь именно в школе ребята должны получить тот необходимый запас знаний, который позволит им уверенно выйти во взрослую жизнь.
В нашем округе межрайонный совет директоров, понимая важность вопроса повышения финансовой грамотности учащихся, уделяет большое внимание развитию данного направления работы в школах.
Гимназия №1554 входит в состав экспериментальной группы по реализации мероприятия «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве» подпрограммы «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012-2016 гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.».
С основами финансовой грамотности ребята знакомились на уроках экономики и основ потребительских знаний. И это не просто получение теоретических знаний. Основной акцент делается на получении практических навыков потребителя финансовых услуг. Учитывая интерес учащихся к повышению личной финансовой грамотности, в новом учебном году в гимназии работа в этом направлении будет продолжена.
А с 2016-2017 учебного года мы вошли в состав пилотного проекта по обучению старшеклассников бюджетной грамотности. Учащиеся получат знания о бюджете государства, принципах его формирования. Задача курса не только ознакомить ребят с порядком формирования и исполнения бюджетов различных уровней. Главная цель - раскрыть учащимся возможности обеспечения прав и свобод гражданина, оказания публичных услуг, ведение квалифицированного диалога с органами власти по различным вопросам. Это будет способствовать формированию активной гражданской позиции выпускников.
Молодежь, являясь наиболее активным потребителем финансовых услуг, достаточно быстро реагирует на все изменения в обществе, и поэтому их мотивация в повышении финансово-экономической грамотности достаточно высока. Это обусловлено желанием добиться собственной финансовой безопасности и обеспечить себе высокий уровень дохода. Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и повышает личную финансовую безопасность. Современный молодой человек должен быть ознакомлен с такими понятиями, как доход и расход, кредитование и страхование, акции и облигации, инвестиции и активы, бюджет, налоги и налоговые льготы, знать разницу между текущим и накопительным счетом и другими.
Существует насущная необходимость формирования культуры финансового поведения у ребят уже со школьной скамьи. Это умение планировать семейный бюджет, грамотно распорядиться заработанными деньгами, вырабатывать стратегию реализации потребностей жизненного цикла.
Финансово-экономическая грамотность помогает учащимся школ планировать потребности, изменить свое отношение к деньгам, заставляет думать о будущем и способствует социализации выпускников учебных заведений.
При этом необходимо, чтобы полученные теоретические знания конкретизировались и закреплялись через систему практических заданий, учитывающих обыденные жизненные ситуации, с которыми практически ежедневно сталкивается современный человек. Решению этих задач может способствовать использование практико-ориентированных заданий по экономике и финансовой грамотности в процессе обучения школьников.
Формирование полезных привычек в сфере финансов с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Современного выпускника нужно обеспечить значительным багажом знаний и практических навыков по финансово-экономической грамотности. Это будет способствовать его активной социальной позиции в обществе, самостоятельному осознанному жизненному выбору, успешному началу трудовой деятельности, продолжению профессионального образования и самосовершенствованию.

Татьяна ТУШМИНЦЕВА, учитель экономики гимназии №1554, почетный работник образования РФ, лауреат конкурса «Грант Москвы», лауреат премии Департамента образования г. Москвы, лауреат конкурса «Грант-2014 в сфере образования»