В решении задачи интеллектуального, нравственного и физического развития личности ребенка школа выступает социальным партнером семьи. Наша цель - создать механизм построения таких отношений, которые являются основой качественного образования. Важным фактором построения партнерства является наличие общих целей. Возьму на себя смелость сказать, что в школе сложилась традиция создания образовательных программ на основе совместного обсуждения с родителями. Вслед за добровольностью и заинтересованностью родителей в этой работе пришла и осознанность выбора, ориентация на долговременное сотрудничество. Впервые мы подводили итоги работы родительско-педагогического сообщества на фестивале межрайонных советов. Начинается формирование этого сообщества с родительского комитета каждого класса.

Нина ОВЧИННИКОВА, заслуженный учитель РФ, директор школы №1411

Ежегодно наш класс принимает участие в 40-50 мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, выставках и фестивалях - на школьном, городском и федеральном уровне. Дети получают несколько десятков грамот за победы в конкурсах научно-исследовательских проектов, концертных выступлениях, олимпиадах и конкурсах. При этом они показывают высокие результаты по учебе сравнительно с другими классами. Как мы все это успеваем? Во многом это заслуга классного руководителя и школы. Однако такое количество проектов и мероприятий никогда не удалось бы реализовать без активной поддержки родителей. Родительский комитет сегодня имеет большие возможности для участия в воспитании и образовании детей в школе. Как активизировать родительский комитет, чтобы его работа не была формальной и скучной?
Родительский ресурс. Исходя из того, что в среднем в классе учится около 30 учеников, родительский ресурс класса состоит примерно из 60 родителей. Плюс еще бабушки и дедушки, которые зачастую оказываются даже еще более социально активными и имеют больше свободного времени. В любом случае 60 человек - это довольно большой коллектив. Если смотреть с точки зрения менеджмента, это уже совсем не малый бизнес.
Всем понятно, что организовать работу компании, где трудятся 60 сотрудников, не так просто, тут нужны и специальные знания, и профессионализм, и системный подход. При этом работа с родительским коллективом почему-то кажется на порядок более легким делом. Хотя родителям за участие в жизни школы зарплату не платят, уволить их за равнодушие к этой работе нельзя, так что с мотивацией и организацией таких «сотрудников» все гораздо сложнее, чем в коммерческой компании.
Из всего этого можно сделать два вывода. Первый: родительский кадровый ресурс - очень большая творческая сила. И это не имеет никакого отношения к размеру доходов родителей, к престижности их работы и уровню их успешности. Вполне себе небогатые и рядовые родители, обычные скромные люди могут внести огромный вклад в школьную жизнь, сделав обучение и воспитание своих детей более ярким, незабываемым и современным.
В нашей школе мама, работающая на студии мультипликации, организовала мульткружок для детей своего класса. Папа, увлекающийся спортом, начал вести по выходным спортивную секцию для детей и родителей. В нашем классе родители организовали танцевальный ансамбль, выступающий на всех возможных городских и школьных конкурсах.
А что если мама-домохозяйка организует несколько занятий по пришиванию пуговиц или самостоятельному приготовлению здорового и полезного перекуса? Или расскажет о полезных для учебы и научных проектов сайтах в Интернете? Пожалуй, многие родители с радостью направили бы своих детей на такой мастер-класс. Или если родители организуют литературный вечер и прочитают детям свои любимые стихи?
Для этого не требуется наличия в классе пап-миллионеров. Нужен просто увлеченный человек, готовый потратить свое время и поделиться своим опытом и знаниями с детьми и родителями.
Второй вывод: управлять этим большим творческим ресурсом надо уметь, делать это регулярно и системно, искать подходящие вашему коллективу принципы и методы управления.
Повышение открытости работы родительского комитета. Иногда родительский комитет кажется со стороны закрытой группой, таинственной, как масонская ложа. Надо стремиться к тому, чтобы родители всегда понимали, чем занимается родительский комитет, какие цели перед собой ставит, благодаря кому и какими усилиями было организовано то или иное мероприятие, какие ресурсы на него затрачены и т. д. Выступление участников родительского комитета занимают у нас как минимум половину времени всех родительских собраний, чтобы информация об их работе была абсолютно открытой.
Расширение функционала родительского комитета. При поддержке со стороны классного руководителя и школы родительский комитет может играть очень большую роль в школьной жизни детей. Если комитет застрял на теме обсуждения цвета школьной формы, то пора подумать о более широких горизонтах.
Подготовка к участию в школьных и городских мероприятиях. В школе масса интересных и познавательных мероприятий - от турслетов и конкурсов военной песни до английского театра и конкурса «Евровидение». Участие в таких проектах, как «Поют дети Москвы» или «Бессмертный полк» - важное дополнение к школьной программе. Дети любят в них участвовать, но для того, чтобы выступить достойно, нужна помощь родителей - создание костюмов, реквизита, сценариев для выступлений, организация репетиций.
Участие в работе общешкольного родительского комитета. Представители родительского комитета должны обязательно принимать участие в общешкольных встречах. Там можно подключиться к обсуждению важных тем, например формирования учебных планов, методических приемов обучения, организации школьных мероприятий, работы комиссии по питанию на более высоком уровне.
Помощь в подготовке и защите творческих/научных проектов. Ежегодно наши дети принимают участие в десятке исследовательских проектов. Например, таких как музейный квест «Всей семьей в музей» или олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», конкурс изобретателей Института имени Губкина, различные веб-квесты. Также дети защищают свои исследовательские проекты в рамках программы международного бакалавриата. Родительский комитет помогает распределять нагрузку по участию в этих проектах среди класса.
Профориентация. Если каждый из 60 родителей расскажет ребятам о своей профессии, для чего она нужна, какие у нее перспективы, плюсы и минусы, какие качества и навыки требуются для поступления в вуз, представление детей о выборе профессий значительно расширится и вопрос о профориентации подростков будет стоять немного менее остро. Мы в нашем классе начали серию таких классных часов, где приглашаем родителей рассказать о своих профессиях.
Нам очень повезло с классным руководителем Людмилой Алексеевной Мотовиловой, которая заряжает родителей своим энтузиазмом, дает много разносторонней информации и идей и поддерживает во всех начинаниях.

Любовь САРАТОВА,
председатель родительского комитета 6-го класса школы №1411