Переход на электронный журнал. Казалось, он снимет недовольство родителей несвоевременным информированием об оценках их детей. Но, оказывается, есть родители, которые как не смотрели оценки в дневниках, так и в журнал заглядывают раз в четверть. Зато появился надзор «сверху»: еженедельно мы получаем статистику частоты входа в журнал всех категорий пользователей: учителей, учеников, родителей. Теперь контролируется накопляемость оценок, заполнение тематического планирования, публикация домашних заданий. Каждая школа «под колпаком». Учитель «под колпаком». С одной стороны, это стимул работать как часы, с другой стороны - стрессогенный фактор.
Кроме электронного журнала функционируют еще две системы - фиксация достижений учащихся и выполнение диагностических работ. Не знаешь, за что хвататься! Диагностические работы спускаются сверху в большом количестве, приходится постоянно менять расписание, «летит» тематическое планирование, учителя должны срочно вбивать результаты, что не может не влиять на качество подготовки к урокам. Тоже постоянный стресс.
Министерство высылает календарь образовательных событий на пяти листах. По каждому мероприятию необходимо в трехдневный срок выслать отчет с фотографиями. Да еще бесконечные вебинары, их время совпадает с уроками. Нам детей учить или вебинары смотреть? А там фиксируются участники, совещание директоров превращается в азартную игру: в какую зону школа попала по разным показателям - в красную («Ну всё!»), в желтую («Куда ни шло...») или в зеленую («Уф!»).
Подключили защищенный канал связи, теперь напрямую по школам высылается информация - о чем бы вы думали? - о бесконечных конкурсах, по нескольку в день. Видимо, это именно та информация, которую нужно высылать по защищенному каналу связи.
Ситуация приводит к полному хаосу, становится проблематично ею управлять. Так и до коллапса недалеко. Пытаемся уйти от бардака по причине халатности, а приходим к бардаку от перебора указаний сверху. И от тотального контроля: не знаешь, за что в ближайший час получишь очередное замечание. Посмотреть электронку - значит получить порцию адреналина... Все выполнить невозможно, и так рабочий день бесконечен, а учителя в большинстве своем перфекционисты, стараются все выполнить в срок и хорошо. В таком водовороте дел ошибки неизбежны, а каждую они переживают достаточно остро. Или к ошибкам привыкнем, или переживать перестанем... Люди не железные.
Личное дело теперь тоже в электронном виде. Не в школе на сервере, а на бескрайних просторах Интернета. И опять всё под контролем - сколько личных дел завели, сколько документов прикрепили - все «на карандаш». А кто эти личные дела формирует? Бывает, в школе 5-6 классов набирается. Это секретарь будет делать? Или учитель, который класс набирает? Или, может быть, нам новую штатную единицу прибавят? Тогда много нужно добавлять: учитель, к примеру, не в состоянии сам технику обслуживать, которой теперь в школах очень много, а информатик, как правило, один.
Конечно, есть надежда на перемены. Отменили же справки-подтверждения для аттестации... Но о проблемах нужно говорить. Тогда не будет казаться, что тебя «гонят в стадо». Для учителя важен авторитет. Его не будет, если мы все окажемся в этом «стаде».

​Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область