Галина Романова решила попробовать этот проект в двух школах Сызрани. Действительно, незачем изобретать велосипед, если он уже есть. Его можно только совершенствовать, улучшать, модернизировать. То же самое можно сказать и об этом замечательном проекте.

Весной следующего года Галина Романова и ее ученики во время олимпиады по граждановедческим дисциплинам продемонстрировали социальные проекты, разработали план реализации.

Ее дети действовали так же, как и их американские сверстники. Выявили проблемы своего социума, собрали информацию, проанализировали ее, оценили возможные последствия, встретились с представителями местной власти.

Реакция собравшихся из разных мест педагогов была точно такая же, как и ее собственная в Америке. Рассказ о новом проекте был опубликован в «Учительской газете» и ее приложении «Граждановедение». На что получено множество откликов.

Еще через год, когда в Самаре был создан Центр гражданского образования, постепенно была разработана своя, российская версия проекта. В нем появилось направление, связанное с общественно полезной деятельностью детей. И его стали использовать сначала в четырех, а затем и во многих школах Самары.

Существует устойчивое мнение, что у нас в стране любое новшество, тем более имеющее иностранные корни, плохо приживается на любой почве, в том числе и на ниве просвещения. Мешает сопротивление, неприятие самих людей. Известно, что даже картофель, ставший затем нашим национальным продуктом, был внедрен только после высочайшего царского указа. А вот проект, он стал называться «Я - гражданин России», в удивительно короткий срок овладел массовым сознанием учеников и учителей. Причем следует подчеркнуть, что инициатива исходила снизу и только затем она получила одобрение министерства.

Владимир Филиппов, в то время бывший министром образования, узнав о проекте «Гражданин», специально побывал в США, чтобы из первых уст услышать и воочию убедиться в его эффективности. Пожалуй, с этого момента министерство активизировало внедрение его в нашей стране. Разумеется, с российским наполнением, с нашим содержанием. Не важно, откуда он пришел, ценнее другое - проект создает благоприятные условия для социализации и самореализации детей, учит юных граждан жить в системе демократических ценностей. Так была министром поддержана инициатива самарских учителей, «Учительской газеты».

Участие в социальном проектировании стало для российских детей привлекательным и любимым занятием. Они поверили, что это уже не игра, а настоящие конкретные дела. Они поняли свою ответственность. Они увидели собственную значимость.

В 2000 г. на основе этой программы впервые была проведена Всероссийская акция «Я - гражданин России». Ее учредителями стали Минобразование РФ, «Учительская газета», Ассоциация «За гражданское образование», Самарский центр гражданского образования. Финал конкурса прошел в лагере «Орленок» летом 2001 года. В этом году состоялась уже IV Всероссийская акция «Я - гражданин России». На заочный этап ее было представлено около 500 проектов из более чем 60 субъектов России.

Дети, особенно подростки, во все времена мечтали и мечтают о каких-то удивительных делах и поступках. Теперь у них появилась такая возможность. У них многое получается. 12-15-летние ребята нередко успешнее взрослых справляются с бытовыми, социальными проблемами своего села, поселка, города. И часто не взрослые для них, а они для взрослых являются примером активности, неравнодушия, ответственности, общественно значимого действия.