Номер один!
Детский сад комбинированного вида №1 Самары расположен в микрорайоне Крутые Ключи. Он был открыт совсем недавно, в 2013 году, одновременно с введением ФГОС дошкольного образования, поэтому история этого учреждения создается на наших глазах, с чистого листа. Однако уникален детсад далеко не этим. Дело в том, что это крупнейшая в России дошкольная организация. Здесь 54 группы, которые посещают более 2000 воспитанников (более 300 из них - дети с ОВЗ). Коллектив детского сада составляет 256 человек.
Промышленность и наука Самарской области во многом ориентированы на развитие высоких и космических технологий. Неудивительно, что кадры для этих отраслей начинают готовить фактически еще до школы, развивая у ребят интерес к инженерному делу и техническому творчеству. В садике создан целый комплекс помещений, объединенных внушительным названием «Академия Первого». Сюда входят:
- лаборатория лего-конструирования и робототехники «Винтик и Шпунтик»;
- лаборатория занимательных наук «Любознайка»;
- комната песочной терапии;
- художественная мастерская «Волшебный мир искусства»;
- театральная студия «Мьюзик Холл»;
- студия арт-терапии и многое другое.
Большинство педагогов прошли курсы повышения квалификации и стажировки на базе учреждений образования Москвы. По их единодушному мнению, лего-конструирование и робототехника являются великолепным средством для интеллектуального и физического развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию всех образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие). Используя самые разнообразные материалы, ребенок имеет неограниченные возможности для экспериментов, может создавать свои собственные миры.
Стоит отметить, что детский сад получил статус Самарского регионального ресурсного центра дошкольного образования по образовательной робототехнике и организатора региональных соревнований «ИКаРенок-2016». Он также является проектной площадкой города Самары по теме «Лаборатория лего-конструирования как условие социализации детей дошкольного возраста». На базе учреждения проходят фестивали, семинары, мероприятия по обмену и распространению опыта для педагогов и студентов, организованы практико-ориентированные курсы для работников ДОУ, которые проводят специалисты Российской ассоциации образовательной робототехники.

Цветок солнца
Самарский Центр развития ребенка - детский сад №42 «Подсолнушек» куда меньше детсада №1, здесь всего 11 общеразвивающих и 4 логопедические группы (для детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тем не менее это учреждение известно на всю область своими оригинальными наработками и эффективными методиками. Воспитатели и педагоги очень серьезно занимаются развитием у малышей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Под руководством взрослых дети получают представление о цветовом, сюжетном и композиционном решении картины, о передаче пространства, формы, движения, времени в изобразительном искусстве. Они умеют выстраивать цветовое, сюжетное и композиционное решение собственной работы, могут анализировать произведения изобразительного искусства. Тут часто проходят вернисажи, на которых юные художники, скульпторы описывают друг другу свои произведения. А на экскурсии в художественном музее дети нередко «помогают» экскурсоводу, легко делятся своими переживаниями над увиденным в картине или скульптуре.
В «Подсолнушке» активно применяются нестандартные технологии - рop-up book, лэпбук, игротерапия, арт-терапия, коллекционирование, рисование песком и так далее. Участвуя в проекте «Как остановить мгновенье», они получают представление о технике фотографирования, проект «Протяни руку другу» приучает их к ответственности за домашних питомцев. А исследовательский проект «Для чего нужны деньги» даже завоевал первое место в городском конкурсе.

По морям, по волнам
Детский сад «Кораблик» - структурное подразделение новокуйбышевской школы №19. Поэтому здесь выстроено очень эффективное взаимодействие между двумя уровнями образования. Учителя начальных классов уже давно не знают, что такое «неговорящие дети», что бывают первоклашки, которые затрудняются изложить свою мысль, выстроить диалог, вести дискуссию. Ведь их коллеги из ДОУ не первый год профессионально занимаются речевым развитием. Действуя в тесной связке с педколлективом 19-й школы, экипаж «Кораблика» принял решение активно стимулировать речевое творчество воспитанников, что способствует не только развитию связной речи, расширяет словарный запас, но и помогает развивать воображение и фантазию детей.
Педагоги детского сада применяют в своей деятельности разные способы и приемы: фантазийный бином, прием «перевирания» сказок, «салат из сказок», «корзина идей», «кольца Луллия» и т. д. Благодаря этому их воспитанники могут легко составить необычный фантастический рассказ либо придумать новую сказочную историю со знакомыми ранее персонажами. А когда они потом приходят в школу, у них не возникает никаких затруднений при написании сочинений, не говоря уже про устные ответы. Кстати, в библиотеке школы №19 на книжных полках уже расположились авторские сказки детей - бывших воспитанников «Кораблика». Неудивительно, что у этого детсада есть и другое, неофициальное название - «Нескучный сад».

Лети, журавлик!
Детский сад «Журавушка» является структурным подразделением школы №1 города Похвистнево. Его сотрудникам есть чем поделиться с коллегами: в 2104 году это учреждение было единодушно признано победителем областного конкурса «Детский сад года». Здесь ставку делают на полихудожественное воспитание дошкольников через интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности. По мнению педагогов «Журавушки», формирование вкусов, интересов, наклонностей ребенка (а в будущем подростка и взрослого человека) напрямую зависит от условий, в которых он вырос. Следовательно, красота должна окружать детей с детства, поэтому их детский сад оформлен в уникальном стиле: почти все здесь - мебель, куклы, картины - сотворено руками сотрудников.
Ориентируясь на пример своих наставников, дети с воодушевлением творят сами, создают картины из песка на световых столах, рисуют с помощью света в технике фризлайт, создают образы, используя «шерстяную акварель», «пластилиновое рисование», конструируют из бумаги в технике айрис фолдинг, кливлинг, изонить. Здесь нет замкнутых, малоактивных детей, ибо подобные занятия гарантированно повышают у ребят индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. А еще дошкольники вместе с педагогами, родителями и своими старшими друзьями из школы создают мультфильмы. Они сами придумывают сюжеты, разрабатывают декорации, озвучивают персонажей. Этот проект позволил объединить коллектив и детсада, и школы, вовлечь друг друга в интересную деятельность, cформировать традиции, жизненный уклад обоих учреждений.
Однако организовать все это - задача, требующая от воспитателей большого профессионализма. Поэтому в детском саду создана внутриучрежденческая модель профессионального развития. Здесь активно внедряют такие инновационные технологии, как геймификация, панельная дискуссия творческих групп, дискуссионные качели, мозговой штурм, кинотерапия и многие другие.
    
...и другие
Об уникальности и разнообразии дошкольных учреждений области можно говорить часами. Как не вспомнить про детсад «Буратино» - структурное подразделение школы №2  поселка Усть-Кинельский, где ребята самостоятельно проводят химические опыты и ставят биологические эксперименты! Разве можно не сказать ни слова про детский сад №374 Самары, где на первое место поставлено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности?! И как не упомянуть самарский же детсад №378 - центр инновационного поиска в сфере физического воспитания дошкольников! А «Планета детства «Лада» - негосударственный детский сад Тольятти! Но, к сожалению, формат публикации не позволяет охватить всю систему ДОУ. Поэтому, как говорится, «читайте в следующих выпусках»...