Стандартные механизмы взаимодействия между образовательными учреждениями и органами управления внутри региона на тот момент не смогли обеспечить достаточной гибкости и оперативности в принятии решений. Дело в том, что муниципальные границы существенно ограничивали возможность выбора образовательного учреждения гражданами, проживающими на территории других муниципалитетов. При этом каждый муниципалитет, выстраивая собственную систему образования, не ориентировался на образовательные ресурсы соседних территорий, что приводило к неэффективному использованию бюджетных средств. Стало совершенно очевидно: на уровне сельского муниципалитета или малого города невозможно полноценно реализовать комплекс качественных образовательных услуг, рационально организовать сеть образовательных учреждений. Играло свою роль и то, что управление муниципальными системами образования в отдельных случаях осуществлялось, исходя из конъюнктурных мотивов глав органов местного самоуправления, что также отнюдь не способствовало повышению эффективности государственной политики в образовании. Разноподчиненность же образовательных учреждений, расположенных на территории муниципалитета (например, муниципальных школ и учреждений профобразования, подведомственных органам исполнительной власти субъекта РФ), вела к несогласованности их действий, к несоответствию структуры подготовки кадров потребностям рынка труда.
Было ясно, что систему нужно либо менять, либо перенастраивать. Поэтому были выработаны ключевые характеристики модели управления системой образования на основе создания образовательных округов. Государство в лице субъекта РФ вошло в число учредителей образовательных учреждений образования. Были четко разграничены компетенции (зоны ответственности) между государством и муниципалитетом в отношении учреждений образования. За содержание и качество учебного процесса ответственность на себя взяло государство, за содержание зданий, сооружений, основных средств стал отвечать муниципалитет. В условиях реализации принципов нормативно-подушевого финансирования образования (когда финансируется ученик, а не школа) учреждения образования получили высокую степень самостоятельности.
Что дала модернизация системы управления, выстроенная по описанному принципу?
Прежде всего это позволило создать очень эффективную государственно-ориентированную систему управления, направленную на исполнение государственных решений в сфере образования. Значительно упростилась и ускорилась реализация программ и проектов развития образования за счет сокращения административных и транзакционных издержек
Повысилась доступность качественного образования, стало возможным эффективное использование образовательных ресурсов за счет организации межмуниципального взаимодействия, создания высокооснащенных образовательных центров, в которые осуществляется подвоз учащихся средней и старшей ступени. Важнейшими показателями доступности стали выравнивание качества образования в территориальной сети образовательных учреждений, снижение разрыва между образовательными результатами городских и сельских образовательных учреждений.
Система мер, направленная на повышение доступного качественного образования, способствовала достижению высоких образовательных результатов учащимися региона. Организация управления образованием на основе образовательных округов применительно к системе среднего профессионального образования позволила сформировать единое образовательное пространство и реализовать непрерывное образование в связке «школа - профессиональный лицей; школа - техникум, колледж». Значительно облегчилась профилизация общеобразовательной подготовки в школах и как следствие профориентация школьников на освоение востребованных на рынке труда профессий и специальностей. Выбор учениками профильных классов на старшей ступени обучения стал более осознанным.
Стало возможным сориентировать учреждения СПО на подготовку кадров квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с тенденциями развития территориальных сегментов регионального рынка труда.
Изменение образовательного законодательства Российской Федерации привело к тому, что с 1 января 2012 года совместное учредительство образовательных учреждений перестало быть возможным. Сохранение за школами статуса муниципальных и выход региона из состава учредителей могли повлечь за собой целый ряд проблем:
    снижение влияния региона на муниципальные системы образования;
    снижение стимулов к развитию у образовательных учреждений вследствие уменьшения конкурентной среды с уровня образовательного округа до уровня муниципалитета;
    серьезное ограничение возможности детей, проживающих в одном муниципалитете, пользоваться ресурсами другого муниципалитета ввиду закрытия муниципальных границ, в частности для школьных автобусных маршрутов (соответственно прогнозировалось снижение доступности качественного общего образования для детей, пользующихся межмуниципальными ресурсами на постоянной основе или периодически).
Все это привело к тому, что власти Самарской области приняли решение взять за основу результаты эксперимента по созданию образовательных округов и с 1 января 2012 года перевести все муниципальные школы региона в статус государственных.
Теперь в регионе создано 13 территориальных управлений (образовательных округов) вместо 37 муниципальных органов управления образованием.

В 2015-2016 учебном году 22% всех сельских детей губернии были охвачены школьным подвозом (2000-2001 учебный год - 5%). Более 100 детей подвозятся по межмуниципальным маршрутам, что дает им возможность пользоваться качественными ресурсами образовательных учреждений других муниципалитетов.

Создание образовательных округов позволило более чем в 2,5 раза (с 8,2% до 3,1%) снизить общие затраты на содержание органов управления образованием. Эффекты от сокращения численности управленческого персонала особенно значимы для муниципалитетов с низкой численностью населения и небольшим количеством учащихся.

NB! Более подробную информацию можно найти на сайте Минобрнауки Самарской области www.educat.samregion.ru