- В 2015 году были приняты стратегически важные решения по интеграции научно-образовательного потенциала вузов региона, которые позволят сохранить за Самарской областью звание одного из ведущих университетских центров России. Я благодарен ученым, промышленникам, всем, кто услышал нас и поддержал при принятии этих важнейших для будущего региона решений. Задача, которая перед нами стоит, - стать одним из мировых центров создания и реального внедрения новых технологий. Флагманом для воплощения этой идеи в жизнь должен стать Самарский национальный исследовательский университет им. С.П.Королёва. Сегодня это единственный в мире вуз, который  имеет собственную группировку спутников и полноценный Центр управления полетами. Открыто его представительство на космодроме Восточный. СНИУ - участник международных программ по созданию новых материалов, здесь впервые в стране совместно с Всероссийским институтом авиационных материалов начата 3D-печать металлических деталей для авиации и космонавтики.
Самарский университет поэтапно укрепил свои позиции в государственной программе поддержки крупнейших российских вузов «5-100», улучшает показатели в мировых рейтингах ведущих вузов.
Объединение самарского технического и архитектурно-строительного университетов привело к получению регионом опорного вуза. Весной этого года соответствующее решение было принято Министерством образования и науки Российской Федерации. Мы получили отличную базу подготовки современных кадров для предприятий региона. Помимо этого важнейшая задача - получение статуса второго опорного вуза Тольяттинским госуниверситетом.
- Каков главный вектор развития системы образования на ближайшие годы?
- Мы с самого начала сделали ставку на развитие конкурентных преимуществ нашей школы, вузов, профессиональных и дошкольных учреждений. Особое внимание уделено работе с одаренными детьми и молодежью, борьбе за таланты и умы. Все это в огромной мере определит, какой будет наша область и будет вся наша страна через пять-десять-пятнадцать лет.
- Какие подходы практикуются в плане подготовки рабочих и инженерно-технических кадров?
- Идет активная работа по созданию подразделений техникумов и колледжей на предприятиях со специально подобранными преподавателями и мастерами из ссузов и наставниками из наиболее квалифицированных специалистов предприятий. В 2016 году мы учредили областной конкурс «Лучший наставник» по основным направлениям подготовки со значительной прибавкой к заработной плате победителей и призеров в течение года.
Я уверен, что систему СПО нужно ориентировать на мировой уровень подготовки, в том числе  путем повсеместного внедрения в деятельность профессиональных учреждений стандартов WorldSkills. C первого же года включения в эту программу на российском чемпионате 2013 года нашей команде сразу досталось 14 призовых мест, на чемпионате 2014 года - второе и третье места по компетенциям «тракторист-механизатор» и «автомеханик». С чемпионата 2015 года самарцы привезли пять медалей, в том числе три золотые, а с соревнований 2016 года, которые проходили в мае в подмосковном Красногорске, вернулись с девятью призовыми местами, включая два первых.
Хочу добавить, что у нас активно развивается дополнительное образование, идет оснащение образовательных учреждений комплектами оборудования по робототехнике и мехатронике. Формируется сеть центров технического творчества. На прошедших в Китае соревнованиях по робототехнике с участием ведущих стран мира самарская команда заняла 7-е место в мире в своей возрастной группе. И это при том, что мы данным направлением активно начали заниматься лишь четыре года назад.
- Расскажите, пожалуйста, о проектах, направленных на развитие общего образования.
- Начнем с материально-технической базы. В 2016 году произошло символичное событие в Самаре - после 20-летнего перерыва построены две новые школы. В этом году начал работу региональный Центр для одаренных детей, который принял своих первых учащихся. Через 2 года центр получит новый современный комплекс зданий на берегу Волги. Мы включились в большую президентскую программу строительства школ. До 2025 года в рамках федеральной программы в Самарской области предполагается строительство, реконструкция и обновление более 60 школ. Правительство выделяет на это 2,8 триллиона рублей - огромные деньги, согласитесь.
Но качественный подъем образования - это не только здания и их оснащение, здесь не обойтись без яркого, талантливого учителя. Свидетельством мощного и растущего потенциала учительства губернии стало то, что мы два года подряд были в финале Всероссийского конкурса «Учитель года России», а в 2015 году впервые в  истории абсолютным победителем стал самарский учитель Сергей Кочережко. Именно благодаря его победе в 2016 году этот престижный конкурс пройдет на самарской земле.
- Одаренные учителя растят одаренных детей...
- Да, это так. Менее чем за три года стал очевиден результат внедренной нами системы подготовки и поощрения победителей, призеров олимпиад школьников и их наставников. Возросло число победителей и призеров Всероссийской олимпиады. Расширился спектр предметов, по которым одержаны победы. И мы, со своей стороны, стараемся стимулировать этот процесс, поощряя не только победителей, но и тех, кто их готовит. Согласитесь, если педагог, например, подготовил серебряного медалиста Международной олимпиады по астрономии и астрофизике, он имеет право на солидное вознаграждение. А это далеко не единичный случай.
Отдельное слово хочу сказать про наших золотых медалистов. В этом году их было 1836. Чтобы закрепить этих ребят в регионе, принята следующая мера: если медалист не смог по конкурсу поступить в один из региональных вузов (где, как известно, конкурс бывает очень серьезным), область готова оплатить обучение отличника из своего бюджета по востребованным региональной экономикой специальностям (в наших же вузах). К тому же каждый выпускник, набравший на выпускных экзаменах 230 и более баллов, поступив в Самарский национальный исследовательский университет, получает единовременную выплату 5 тысяч рублей.
Тем не менее за последние два года из 47 победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников 39 выехали учиться за пределы области. И эту проблему нужно нам очень хорошо осмыслить. Олимпиадное движение не должно приводить к откачиванию талантов из региона. Это серьезнейшая недоработка и школ, и вузов, и наших ведущих предприятий.
- Что планируется сделать, чтобы исправить ситуацию?
- У нас есть хороший пример - компания «НОВАТЭК», которая ведет ребят со школьной скамьи и через вуз приглашает их к себе на работу. Сейчас то же самое стали делать Роснефть, Газпром. Мы будем создавать принципиально новую систему работы на наших предприятиях аэрокосмического кластера (СНИУ, Гагарин-центр, Центр одаренных детей и т. д.). Но надо очень серьезно посмотреть на эти вещи с точки зрения и психологии, и сложившегося менталитета.
- Работа со «звездочками» - это «спорт высоких достижений». А что делается в регионе в плане «массового спорта», то есть повышения общего уровня образования?
- Конечно, работа с особо одаренными детьми не должна мешать обеспечению общего высокого уровня знаний. В феврале 2015 года начата апробация дополнительной внешней оценки качества образования в школах, причем итоги ЕГЭ здесь играют далеко не самую главную роль. Оценку проводили экспертные комиссии из лучших учителей, методистов, специалистов профессионального образования. Мы планируем продолжить практику независимой оценки знаний учащихся и разрабатывать меры стимулирования учебных заведений по ее итогам. Прежде всего нужно предусмотреть повышение фонда оплаты труда для школ, показавших высокие результаты. Вполне возможно, что тогда эта система станет главным катализатором и главным показателем роста качества образования.
В ближайшем будущем планируется активно развивать направления, получившие высокую оценку на федеральном уровне: патриотическое воспитание, приобщение к командным спортивным играм, работа с особыми категориями детей и т. д. И, конечно, нужно постоянно вести поиск инновационных методов работы с детьми, начиная с детского сада. Основу этому создает активный приток молодых специалистов в систему дошкольного образования. Показательно, что в этом году на конкурсе «Воспитатель года России» впервые за время его проведения одним из лауреатов стала тоже наша Оксана Любавина из Тольятти. Младший возраст - это период, от которого зависит, как человек будет  развиваться в дальнейшем. Поэтому в него нужно вкладывать и средства, и усилия.

Статфакт

На образование и молодежную политику в 2015-2020 гг. из бюджета Самарской области  планируется выделить 180 млрд рублей.

Рейтинг


Согласно исследованиям, проведенным РИА «Рейтинг», Самарская область занимает весьма уверенные позиции по таким показателям, как охват населения общим и высшим образованием, количество и состояние школ, количество детсадов. В рейтинге 2015 года область заняла 9-е место по количеству получивших высшее профессиональное образование, 19-е место - по количеству людей без основного общего образования. По обеспеченности местами в детских садах область была на 32-м месте, по доле общеобразовательных учреждений - на 36-м месте. По доле обучающихся в одну смену - на 24-м месте.