По примеру Ломоносова
В школу Петр ходил с удовольствием: книжки разные читать, примеры-задачки решать. До сих пор не понимает, каким ветром к ним в глухомань задуло семейную пару из столицы - физика-математика и литератора, но считает это одной из главных удач своей жизни. Именно они, настоящие учителя, привили деревенским ребятишкам тягу к знаниям и желание жить иначе. Потому, невзирая на запреты брата, проработав год в колхозе, в валенках на босу ногу и огромном отцовском тулупе пошел в центральную усадьбу.
В центральной школе встретил помощь и поддержку - завуч Юлия Дмитриевна Добросмыслова быстро разглядела в деревенском мальчишке хорошего организатора и талантливого парня. Привлекала его к самым разным делам, за выполнение которых он брался с желанием и огоньком. Подтверждение тому - грамоты районной школы, целых шесть, по две за каждый год: за активное участие в общественной жизни, за солдатскую пляску, лихо исполненную на торжественном собрании в честь юбилея Великой Октябрьской революции, за победу в конкурсе военной песни.
Жил «Ломоносов» в интернате. Питаться приставили в столовую - 30 копеек в день выделяло государство на питание нуждающимся. Петру их хватало на завтрак и обед, а ужин уж как-нибудь. Да еще и экономить умудрялся: 2-3 непотраченные копейки каждый день возвращала ему повариха, зная, что на курево не изведет. За год набегало на новые холщовые штаны и рубашку. Рубашки выбирал в клетку - не так мараются, да и красивее вроде. В такой и пошел провожать с танцев Аннушку, с которой теперь прожито без малого полвека. Долго подозревал Петр, что за рубаху и полюбила его первая красавица, пока она не призналась - дело в веселом нраве, уважении товарищей и твердом характере. Характер привел его в Омский педагогический институт, представители которого приехали в район агитировать школьников. Школа гостям показала концерт, и Полоухина тут же позвали в учителя. Получив аттестат, переправил его в институт. Хотелось посмотреть мир, потому факультет выбрал естественно-географический.

В лес, в поле
Из городской родни нашелся двоюродный брат, мечтающий «из России лапотной сделать Россию индустриальную». А будущий экономист снимал угол у сварливой хозяйки, куда и пригласил Петра. Спали валетом на одной койке, по ночам учили, днем несли культуру в массы - с агитбригадой объезжали самые дальние села области. Бабка в конце концов взбунтовалась - надоели ей активные постояльцы. Песни-пляски выручили: комитет комсомола выхлопотал для активиста Полоухина место в общежитии. Жизнь кипела - голодная, но веселая.
Аппетит прошел, а тяга к знаниям осталась. Подтверждение тому - пачка грамот с профилем вождя революции и главным лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Помогал в этом студент Полоухин, организовывая туристические слеты, шефские концерты. Он же, физорг курса, научил товарищей крутить солнышко, каждый день делать зарядку и бегать на лыжах. Увлекал всех, с кем общался, а общался со всеми.
- Такой уж я человек, - посмеивается Петр Иванович, - общительный. Еще в первом классе учительница брату сказала: «Ваш Петро учиться будет хорошо, только если его к парте привязать».
Привязало желание изведать новое, изучить неизведанное. Побывав на студенческих практиках, побродив по лесам, появилось у Петра новое увлечение - туризм.
Объединить увлечения - туризм и занятия с детьми - Петру Ивановичу удалось в 1966 году. Отслужив срочную службу, пришел он в Прииртышскую школу Таврического района учителем географии. Его первые ученики, теперь уже сами умудренные опытом люди, вспоминают ту пору как лучшее школьное время.
Организованный Полоухиным спортивно-туристический лагерь «Молодость» начинал свою работу в мае, заканчивал - в конце августа. Школьники вязали туристические узлы, изучали спортивное ориентирование. Более 1000 детей района и области ежегодно проходили здесь туристическую школу, получая то, что помогло им ценить и уважать людей.
Став заведующим отделом культуры, начал, как сам называет этот период своей жизни, «бурную культурную эпопею». Духовые оркестры в каждом поселении, хор в каждой организации, народный театр. Играл и пел сам, загораясь и увлекая других.

Спортивная эпопея
Были времена, о которых Петр Иванович и вспоминать не хочет. За небольшим исключением - именно тогда в его жизни появились люди, с которыми теперь идут по жизни вместе. Занялся организацией спорта, став председателем райспорткомитета. Лыжи, убежден Петр Иванович, лучший вид спорта - полезный и красивый, потому, по его задумке, лыжный спорт должен был увлечь весь район. Так и случилось - в райцентре появились освещенная лыжная трасса и база проката с бесплатным горячим чаем.
Петр Иванович, скопив кучу грамот за самые разные спортивные достижения - свои, семьи, района, вернулся в школу. На ту самую должность, с которой начинал, - директор. Только теперь это была не восьмилетка Большереченского района в саманном домике с худой крышей, где сразу после окончания института довелось работать, а самая большая в Таврическом районе. Номер один - всегда и во всем впереди.
Самое главное в работе руководителя, считает Петр Иванович, уважать тех, с кем работаешь, а уж детей тем более. Не унизить ни в каком случае ни взглядом, ни словом. Важно доверять и ценить.

Омская область