Театр - это уникальный вид искусства, так как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазия, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и  пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.
Занятия в творческой студии дают возможность детям проявить себя, раскрыться в области театрального искусства. Развивают физические природные задатки (мышечная свобода, пластика тела, дикция) и психические свойства (память, внимание, воображение, фантазия и др.), помогающие достижению успеха в театральном виде творчества. Учат слушать, понимать и анализировать литературный материал, формулировать определения основных понятий и терминов по театральному искусству и использовать их на занятиях и репетициях.
При разработке этого занятия были использованы  примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители Д.В.Смирнов, А.А.Тимофеев, В.А.Горский); авторская программа И.А.Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я.Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э.Чарелли и по сценическому движению В.М.Стеценко.
Занятие проходит во внеурочное время и включает в себя тренинг в виде театральных игр на отработку внешней и внутренней психотехники, где обязательной составляющей являются упражнения на артикуляцию, развитие речи, пополнение словарного запаса, а также постановочную часть.
Занятие проводится в классе. Количество детей в группе должно составлять четное число, так как приходится выполнять многие упражнения в парах, и не больше 16 человек.
         
Цель деятельности учителя: создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.
Задачи:
- формировать умения передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями;
- через игровые упражнения помочь детям избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов;
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.

Планируемые результаты
Предметные: дети получат представление о театре, жестах, мимике, интонации.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
личностные: у обучающегося будут сформированы: положительное отношение к внеурочной деятельности, интерес к изучаемому материалу, знание основных моральных норм поведения, доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; обучающийся получит возможность научиться: эмоционально «проживать» сказку, ситуацию, выражать свои эмоции, понимать эмоции других; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса;
регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, принимать позиции слушателя, зрителя, актера в соответствии с учебной задачей; обучающийся получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
познавательные: обучающийся научится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, используя мимику, жесты, интонацию; проводить сравнение; обучающийся получит возможность научиться ориентироваться на разнообразие способов решения поставленной задачи, анализировать, обобщать;
коммуникативные: обучающийся научится принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; обучающийся получит возможность научиться формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, принимать другое мнение и позицию, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, игровой, практический.
Виды упражнений: упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов.
Драматизация сказки «Репка», кукольный спектакль (представление на ширме), «Три поросенка» И.П.Максимовой, музыкальная миниатюра «Утки».
Оборудование: компьютер, презентация, ширма с декорациями к сказке «Три поросенка», перчаточные куклы; костюмы к сказке «Репка», костюмы к музыкальной миниатюре «Утки».

Ход занятия
1.  Актуализация знаний. Постановка цели  
Психологический настрой  
За дверями класса дети распределяются на группы по желанию и входят в кабинет под музыку, изображая движения, каждая группа свое. Учитель угадывает,  кого или что изобразили дети.
Учитель: Как я рада, что мы опять собрались все вместе! Вы прямо с порога развеселили меня. Рассаживайтесь по группам.  Пожелайте друг другу удачи. Сегодня у нас много интересной работы.
Тему нашего занятия вы сумеете отгадать, проанализировав характеристику одного жанра: имеет традиционное начало, магические числа и предметы, бывают волшебные, про животных, бытовые… (Ответы детей.)
Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (Мы будем продолжать учиться передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.)
Начнем наше занятие с дыхательной разминки:
- представить большую свечу, резким выдохом задуть. Набрать полную грудь воздуха - выдохнуть сразу весь воздух на слог «фу»;
- много свечей - набрать воздух и долго выдувать на звуки «пф-ф-ф-ф».

Речевая  разминка
Жужжала муха около уха. Ж-Ж-Ж.
Летел комар и звенел. З-З-З.
Скакала лошадка. Цок-цок.
Рычал тигренок. Р-Р-Р.
Ползла змея. Ш-Ш-Ш.
Скороговорка
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями
дружно,
Обижать друзей не нужно.
С какой интонацией надо читать первое предложение, второе, третье?
Пальчиковая  разминка
Пальчиковая игра «Перчатка»
Веселая мышка перчатку
нашла
(раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх),
Гнездо в ней устроив
(складываем ладоши «ковшом»),
Мышат позвала.
(сгибаем - разгибаем пальцы («зовущий» жест),
Им корочку хлеба дала
покусать
(кончиком большого пальца поочередно стучим по кончикам остальных пальчиков),
Погладила (отшлепала) всех
(большим пальцем гладим («шлепаем») остальные скользящим движением от мизинца к указательному пальцу)
И отправила спать
(ладони прижимаем друг к другу, кладем под щеку - спим).
2.  Усвоение новых знаний и способов действий
1. Прочитай, как артист!
2. Угадай сказку!
Творческие задания на развитие пантомимики
1. Взять со стола карандаш так, как будто это червяк, горячая печеная картошка, маленькая бусинка.
2. Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица).
3. Показать частями тела (работа в группе):
- как твои плечи говорят: «Я горжусь»;
- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;
- как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»;
- как твое ухо говорит: «Я слышу птичку»;
- как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»;
- как твой палец говорит: «Иди сюда».
4. Превращение предмета.
Варианты превращений: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д.
Специальная театральная игра «Одно и то же по-разному»
I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:
а)  сидеть в кабинете у зубного врача;
б) сидеть у шахматной доски;
в) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа - задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по бревну или узкому мостику;
III группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т. д., чистить картошку.

3. Физминутка   
Игра. Я буду описывать представление, а вы скажете, в каком театре его показывают.
1. Музыкально-драматическое произведение, в котором актеры поют. (Театр оперы.)
2. Как называется театр, в котором в спектаклях участвуют животные? (Театр зверей.)
3. Театр, в котором показывают заранее отснятое на кинопленку действие, называется… (Кинотеатр.)
4. Театр, в котором все действия показаны в красивом танце. (Театр балета.)
5. Театр, в котором не видны актеры, а только куклы. (Кукольный театр.)
Учитель: А теперь откройте свои волшебные коробочки и сундучки, достаньте все, что там есть, и подумайте, что это и для чего. (Атрибуты разных видов театра.)
Вспомним правила поведения в театре.

Дети перечисляют правила поведения:
- не опаздывать на представление;
- не шуметь;
- оставить одежду в гардеробе;
- не кушать во время представления;
- не разговаривать по телефону и с друзьями;
- награждать актеров аплодисментами.

4. Приглашение всех присутствующих в наш театр
1. Представление визитной карточки театра «Улыбка».
2. Каждая группа по жеребьевке, вытягивая карточку, представляет свою инсценировку.
(Кукольное представление на ширме «Три поросенка», драматизация «Репка на новый лад», музыкальная миниатюра «Утки».)

5. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: У вас лежат ваши цветные ладошки на столах, нарисуйте на  них лицо. Если вам понравилось сегодня занятие, то нарисуйте улыбку.
Благодарим всех за внимание. Успехов вам, ребята!

​Нина МЕРЛЕЙН, учитель начальных классов средней школы №2 города Абакана Республики Хакасия