Задачи:
Обучающая - расширить кругозор учащихся, представить ребятам разнообразный, удивительный мир кино; помочь осмыслить, как режиссер  решает проблему противостояния  ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и  внешней.
Развивающая - развивать речь учащихся, пополняя их лексикон новыми терминами; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; способствовать развитию внутреннего мира человека,  свободной и духовной личности, имеющей потребность в саморазвитии.
Воспитательная  -  воспитывать   доброту, чуткость к  окружающим, способность понимать других и сопереживать им; формировать нравственное отношение к культурным ценностям; пробуждать творческую активность, осознание связей различных видов искусств между собой и с жизнью.

Формирование метапредметных УУД
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей киноискусства, влияющих на  выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание того, как влияют социальные функции кино (познавательная, коммуникативная, эстетическая, практическая, воспитательная, зрелищная и другие) на жизнь людей, общества, жизнь отдельного человека;
- присвоение духовно-нравственных ценностей в процессе познания содержания кинофильмов на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей.

Познавательные УУД:
- формирование интереса к специфике деятельности актеров, режиссеров;
- расширение представлений о связях кино с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- применение полученных знаний о развитии отечественного кинематографа в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой деятельности;  
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников.

Коммуникативные УУД:
- решение учебных задач вместе с одноклассниками, учителем в процессе творческой  исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа произведений.

Ход занятия
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте!
Каждый год в России посвящен определенной сфере деятельности общества:
2014-й - Год культуры, 2015-й - Год литературы. И 2016 год не исключение…

Мотор, хлопушка, и чудо
свершится.
Кино нас заставит смеяться
и плакать.
И разве же можно в него
не влюбиться?
Кино - наважденье, нельзя
отказаться!
Любовь и измена, сраженье
и доблесть -
Всему в кинофильмах найдется
местечко.
И смотрим мы фильмы с таким
упоеньем,
Как будто не можем никак
наглядеться.

2016 год - это Год российского кино.
Логотип Года кино отражает преемственность поколений кинематографистов, старых и новых технологий. Слева можно увидеть фрагмент кинопленки, которая символизирует кинопроизводство и говорит о важности сохранения лучших традиций отечественного кинематографа. В то же время три окна в мир кино, открывающиеся слева, - это экраны. Образ также не случаен, ведь основной проект Года кино - развитие сети кинотеатров в малых городах России. Благодаря этой программе миллионы граждан страны получат доступ к новому кино. Кроме того, красное и синее окошки могут интерпретироваться как 3D-очки, это образ инноваций в кинематографе.

2. Актуализация знаний
Учитель: Когда  появляются первые фильмы в мире?

Днем рождения кино считается 28 декабря 1895 года. 28 декабря 1895 года братья Луи и Огюст Люмьер показали целую программу своих фильмов в помещении большого кафе на бульваре Капуцинов в Париже группе зрителей, сидящих, как в театре, перед экраном. Кинематограф был изобретен!

Учитель: А   когда появился отечественный кинематограф?

В начале XX века свои первые шаги делало отечественное кино. Это документальная хроника, фильмы-репортажи, запечатлевшие коронацию русского царя Николая II, маневры эскадры в Черном море, эпизоды последних лет жизни великого писателя Л.Н.Толстого, военные окопы и лазареты в годы Первой мировой войны.
В 1908 году предприимчивый журналист и фоторепортер Александр Дранков снял первый отечественный фильм «Понизовая вольница» на сюжет известной русской песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень…». Длился семь с половиной минут.  Фильм снимался на натуре в окрестностях Петербурга. На плоту среди пруда зрители видели актеров, наряженных в театральные костюмы, плохо загримированных, с наклеенными бородами. В финале Стенька Разин бросал в «набежавшую волну» пленную персидскую княжну. Фильм «Понизовая вольница» имел огромный успех.
Учитель: Из воспоминаний будущего режиссера Николая Анощенко.

«Получив от мамы заветный пятиалтынный или двугривенный, я, как на крыльях, мчался в нужный электротеатр, спешил купить билет и замирал в восторге перед экраном, на котором возникал образ буйного Степана Разина и его ватаги и красавицы персидской княжны, этого «подарка» Волге-матушке от лихого казака.
Запомнилось мне, с какой рекламой и помпой был организован показ этого первого русского исторического фильма. Фильм «Понизовая вольница» демонстрировался на огромном экране-великане, натянутом поперек манежа.
Показ фильма сопровождался мощным исполнением популярной народной песни «Стенька Разин», которую пел большой синодальный хор в сопровождении специально написанной для этого случая музыки композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, который сам дирижировал хором. Успех был потрясающим. Вероятно, именно поэтому память об этом фильме, воздействие которого на зрителей было чрезвычайно усилено пением большого хора с музыкой, и сохранилось у меня на всю жизнь.
Однако, когда через много лет мне снова пришлось увидеть эту картину на экране учебного просмотрового зала ВГИКа, ничего, кроме искреннего хохота над ее наивностью и псевдоисторичностью, а также нелепой ходульностью игры актеров, этот «шедевр» вызвать не мог ни у меня, ни у моих студентов».

Учитель:  Почему при более позднем просмотре первые фильмы вызывают улыбку, смех? Чем они отличаются от  современных фильмов?

Отличия: своеобразная игра актеров, кино черно-белое, кино немое, короткометражное.

Учитель:  Назовите преимущества современного кинематографа.
Современные технологии, актерское мастерство, разнообразие сюжетов.

Учитель: Какие направления современного кино вы можете назвать?

Историческое, фантастика, комедия, боевик.

Учитель: Почему возникла необходимость создания детского кино? (Ответы детей.) Откуда берутся сюжеты для фильмов? (Ответы детей.) Cегодня мы с вами узнаем,  какие произведения разных авторов о ваших сверстниках были экранизированы отечественным кинематографом. Тема нашего урока «На экране - твои сверстники».

3. Основной этап
1. Учитель читает отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта»:
«- Все, дорогая, и я могу восстановить слова, смытые морской водой, с такой же уверенностью, словно мне их продиктовал сам капитан Грант.
Лорд Гленарван снова взял перо и уверенной рукой написал следующее…
«7 июня 1862 года трехмачтовое судно «Британия» из порта Глазго затонуло у берегов Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант попытаются достигнуть берега, где попадут в плен к жестоким индейцам. Они бросили этот документ под… градусами долготы и 37°11’ широты. Окажите им помощь, иначе их ждет гибель».
- Прекрасно! Прекрасно, дорогой Эдуард! - воскликнула леди Элен. - И если эти несчастные снова увидят свою родину, то они будут обязаны этим счастьем вам!»

- Из какого произведения отрывок? («Дети капитана Гранта».)
- Кто автор? (Жюль Верн.)
- Как называется фильм по этому произведению? («В поисках капитана Гранта». Это многосерийный телевизионный приключенческий фильм Станислава Говорухина по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Фильм снят на Одесской киностудии (СССР) и студии «Бояна» (Болгария) в 1985 году.)

2. Учитель читает отрывок из повести Александра Грина «Алые паруса»:
«…Подумав, Эгль  продолжал так:
- Не знаю, сколько пройдет лет, - только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе… Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки. «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом…»

- Из какого произведения отрывок? («Алые паруса».)
- Кто автор? (Александр Грин.)
- Как называется фильм по этому произведению? («Алые паруса». Это художественный фильм режиссера Александра Птушко, вышедший в 1961 году на киностудии «Мосфильм» (производство - Творческое объединение детских фильмов). Экранизация одноименной повести-феерии Александра Грина.)

3. Учитель читает отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед»:
«…Весельчак У считал себя великим хитрецом. А если перехитрить было некого, то он садился сам с собой играть в карты и сам себя обыгрывал, при этом отчаянно жулил.
Совсем другим был его друг Крысс с мертвой планеты Крокрыс. Крокрысы всегда воевали, даже не знали другого занятия. Они воевали до тех пор, пока не перебили друг друга, последние из них скрываются в темных подземельях. Крыссу надоело бегать по подземельям, и он ушел в пираты. Из него получился самый холодный и жестокий негодяй в Галактике…»

- Из какого произведения отрывок? («Сто лет тому вперед».)
- Кто автор? (Кир Булычев.)
- Как называется фильм по этому произведению? («Гостья из будущего». Это советский детский пятисерийный телевизионный научно-фантастический художественный фильм, снятый на киностудии имени Горького в 1984 году кинорежиссером Павлом Арсеновым по мотивам фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» (1977). Премьера фильма прошла с 25 по 29 марта 1985 года.)

4. Учитель читает отрывок из повести Анатолия Рыбакова «Кортик»:
«…Миша уложил тетради, альбом с марками, циркуль с погнутой иглой, треугольник со стертыми делениями, транспортир. Потом, покосившись на мать, пощупал свой тайный сверток, спрятанный за связкой старых приложений к журналу «Нива». (Кортик на месте.) Миша чувствовал сквозь тряпку твердую сталь его клинка. Где теперь Полевой? Он прислал одно письмо, и больше от него ничего не было. Но он приедет, обязательно приедет. Война, правда, кончена, но не совсем. Только весной выгнали белофиннов из Карелии. На Дальнем Востоке наши дерутся с японцами. И вообще, Антанта готовит новую войну. По всему видно. Вот Никитский, наверно, убит…»

- Из какого произведения отрывок? («Кортик».)
- Кто автор? (Анатолий Рыбаков.)
- Как называется фильм по этому произведению? («Кортик». Это советский трехсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1973 году по одноименной повести Анатолия Рыбакова режиссером Николаем Калининым киностудией «Беларусьфильм».  Фильм снимался в Литве, в Вильнюсе на базаре Подгале. Первая часть приключенческой трилогии «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства».)

5. Учитель читает отрывок из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»:
«…В понедельник утром Том проснулся, чувствуя себя совершенно несчастным. В понедельник утром всегда так бывало, потому что с понедельника начиналась новая неделя мучений в школе
Том лежал и думал. И вдруг ему пришло в голову, что недурно - было бы заболеть: тогда можно и не ходить в школу. Перед ним смутно забрезжил какой-то выход. Он исследовал свой организм. Никакой хвори не нашлось, и он принялся за дело снова. На этот раз ему показалось, что у него имеются все признаки колик в желудке, и он возложил надежду на них. Однако симптомы становились все слабее и слабее и наконец совсем исчезли. Он стал думать дальше и скоро нашел кое-что другое. Один верхний зуб у него шатался. Поздравив себя с удачей, Том уже собрался было застонать для начала, как вдруг ему пришло в голову, что, если он явится к тетке с такой жалобой, она просто-напросто выдернет ему зуб, а это очень больно. Он решил оставить зуб про запас и поискать чего-нибудь еще…»

- Из какого произведения отрывок? («Приключение Тома  Сойера».)
- Кто автор? (Марк Твен.)
- Как называется фильм по этому произведению? («Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Это советский трехсерийный телевизионный художественный фильм 1981 года, снятый по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» Одесской киностудией.)

6. Учитель читает отрывок из повести Владимира Железникова «Чучело»:
«…Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс. Мы шли с Рыжим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота.
Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами. Когда мы подошли к классу, Рыжий не выдержал, сорвался вперед, влетел в дверь и заорал: «Ребята! У нас такая новенькая!..» - и зашелся хохотом. Может, я на его месте вообще умерла бы от хохота. Никто ведь не виноват, что я такая нескладная…»

- Из какого произведения отрывок? («Чучело».)
- Кто автор? (Владимир Железников.)
- Как называется фильм по этому произведению? («Чучело». Это художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством. Фильм снят в 1982 году по одноименной повести Владимира Железникова, написанной в 1981 году на основе случая с внучкой автора, которая взяла на себя чужую вину, за что весь класс объявил ей бойкот. В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лаоне. Снят киностудией «Мосфильм».)

7. Учитель читает отрывок из рассказов Владимира Аленикова «Веселые истории про Петрова и Васечкина».

- Из какого произведения отрывок? («Веселые истории про Петрова и Васечкина».)
- Кто автор? (Владимир Алеников.)
- Как называется фильм по этому произведению? («Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» - детская двухсерийная музыкальная комедия, выпущенная в 1983 году. Для Владимира Аленикова фильм «Приключения Петрова и Васечкина» в некотором роде стал автобиографическим. Образ Васечкина он создал на основе самого себя в том возрасте, прообразом Петрова стал друг его детства Петя Брандт. Премьера состоялась 1 июня 1984 года.)

8. Учитель читает отрывок из повести Евгения Велтистова «Электроник - мальчик из чемодана»:
«…Странная жизнь настала у Сережки. Он был свободный человек - ни уроков, ни домашних заданий. Свободен, как птица: куда хочешь, туда и лети!
Ему (Электроник) каждый день приносил дневник с новыми пятерками. В «Программисте-оптимисте» то и дело мелькала фамилия Сыроежкина. На уроках ребята только и ждали того момента, когда Сыроежкин получит слово и удивит их. Как-то (Электроник) в изложении о зоопарке перепутал живого слона с шахматной фигурой и написал, что слон пошел на b8. Все сочли это остроумной шуткой.
Галина Ивановна часто ставила в пример Сережу: в последнее время он сидел очень внимательно, не шептался, не заглядывал в чужие тетради, не опаздывал на уроки - словом, был самым прилежным учеником…»

- Из какого произведения отрывок? («Электроник - мальчик из чемодана».)
- Кто автор? (Евгений Велтистов.)
- Как называется фильм по этому произведению? («Приключения Электроника» - советский детский музыкальный трехсерийный телефильм 1979 года режиссера Константина Бромберга. Снят на Одесской киностудии по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник - мальчик из чемодана» (1964) и «Рэсси - неуловимый друг» (1971). Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов; в фильме звучит одна из самых известных детских песен начала 1980-х - «Крылатые качели».)
Учитель: Ребята, мы назвали не все книги про ваших сверстников, которые экранизированы отечественным кинематографом. Но даже прочитав эти книги и посмотрев по ним фильмы, вы научитесь  сочувствовать, сострадать, видеть истинную красоту.

4. Рефлексия
«Помни, ты не один на свете, кроме тебя есть другие люди; и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи» (Л. Кассиль).

Учитель: Как вы думаете, почему я выбрала этот эпиграф для подведения итогов нашего урока? (Ответы детей.)
У вас на столах лежит фрагмент кинопленки. Пожалуйста, запишите на нем название фильма, который вы порекомендуете посмотреть своим друзьям. Прикрепите на доску.

​Елена ПИЧУГИНА, учитель истории и обществознания средней школы №48 Рязани