Первый персонаж - учитель, перед которым встала непростая профессиональная задача и который теперь судорожно соображает, как ее решить.
Второй - учитель, на час превратившийся в артиста, развлекающего людей на площади.
А третий - тот же самый учитель, но уже позже, когда он выполнил казавшуюся невыполнимой задачу и теперь рефлексирует.
Третий: Удивительное дело… Дать урок для толпы на площади...
Первый: Не для зала на съезде учителей, не на спортивной площадке для учителей и детей. Не для коллег на педсовете, не для детей, коллег и жюри на конкурсе «Учитель года», а для разновозрастной толпы, собравшейся стихийно…
Третий: Для толпы, в которой оказалась представлена вся Россия - от Канска до Мурманска, от Симферополя до Хабаровска. И из этой толпы в результате стихийной «переписи населения», проведенной под общий заливистый смех, на площадке перед сценой удалось выстроить огромную, через всю ширину Тверской улицы, «живую» карту России… Здорово…
Первый: Но как?
Второй: Не вижу в этом ничего сложного. На самом деле это скорее аниматорская работа. Людям не должно быть скучно. Они должны быть включены в активное действие. Даже в роли статистов.
Представьте, перед вами внимающая аудитория, стоящая на площадке прямоугольной формы. Учитель просит распределиться и занять всю площадку. Далее объясняет: «География невозможна без?..» «Карты», - дружно отвечают люди. «Прекрасно, вы там (дальше всего) - Север. Холодно. Поэтому стойте и дрожите. Вы - юг, здесь Китай, тут Монголия...» Принцип понятен.
Нужен коренной москвич. Лучше - москвичка. Она - о чудо! - находится. «Пожалуйста, пройдите сюда. В западную часть. С этого момента вы - Москва. Вы замужем?» - «Да». - «Кольцо есть?» - «Да». - «Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо... А еще кольца? Прекрасно! Это кольцевая линия метро? А ожерелье, колье? Прекрасно. Это МКАД. Помните, за ним - тоже люди». Публика смеется.
«Кто умеет шить? Девушка, вы? Сюда. Будете Иваново. Никому ничего зашить не нужно? Молодой человек, вам? Замечательно. Добро пожаловать в город невест. Надеюсь, у вас серьезные намерения?»
«Мужчина, скажите, у вашей супруги характер бурный?» - «Да». - «Взрывной? Замечательно. Проходите сюда - будете Камчаткой. А у вас характер спокойный? Тогда вы вставайте чуть восточнее. Будете Тихим океаном».
«Девушки, вот вы… Да, блондинка и брюнетка... Море любите? Прекрасно. Вы сюда, вы Черное море... Блондинка, вы проходите сюда, вы Белое море.
Есть ли девушка с косичками? Хорошо. Две косы - это то что надо. Париж любите? Хотите быть к нему ближе? Тогда идите сюда, на северо-запад, вы Калининградская область. Одна коса на север - Куршская, другая - Балтийская. Что? Вас отделяет идущий мимо поток людей? Не пугайтесь. Это Прибалтика. Она стремится в Европу.
Кто согласен, что бриллианты - лучшие друзья девушек? Вы? Великолепно. Проходите на восток. Будете Якутией. Только запрокиньте голову и откройте рот. Пошире. Как зачем? Якутские кимберлитовые трубки видны из космоса - приходится соответствовать.
Кто может выговорить четко и быстро - Базардюзю? Вы? Изумительно. Сюда. Будете Дагестаном. И ни шагу к северу. Тут наша крайняя южная точка...
Кто подошел самым последним? Вы? Вам интересно с нами? Хорошо. Идите сюда. Вы - Крым...»
И так далее.15 минут веселой игры, и у вас на площадке - «живая карта». Главное, что при этом названия регионов актуализируются в сознании случайно зашедших людей. Для закрепления «пройденного материала» можно и перекличку провести.
Первый: Да, в такие игры можно играть и на уроке, и на мероприятиях предметной недели, и на днях открытых дверей... Это так называемый прием расстановки (он неоднократно описан мной как инструмент изучения карты).
Но можно и дальше поиграть. На другом уровне. Тем более понравилось.
Карточки с названиями субъектов РФ раздаются всем желающим, и в течение нескольких минут игрокам нужно найти свое место относительно других игроков-регионов. Для удобства и создания ситуации успеха карточки с субъектами одного региона (Урал, Поволжье) имеют одинаковый цвет. Десять минут броуновского движения, коммуникаций, смеха - и карта страны в новой расстановке готова. Вновь перекличка.
Третий: С такими (чисто методическими, школьными) приемами можно провести даже самый настоящий урок географии Родины, основанный на материале любимого поколениями фильма «Я шагаю по Москве».
Первый: Скажу прямо. Задача, поставленная организаторами праздника, изначально казалась невыполнимой. Во-первых, урок географии не для заинтересованных и стоящих на одном месте учеников, а для проходящей мимо потоком праздничной Тверской улицы. Во-вторых, провести урок на материале фильма, сюжет которого развивается в пределах Садового кольца… Чему там особенно учить? В-третьих, площадка открытая, следовательно, никакой визуализации (презентации, фрагментов фильма и т. д.).
Решаем проблемы поэтапно.
Какая в фильме Россия? Но если посмотреть шире, то оказывается, что география фильма простирается от карельской тайги до камчатских вулканов и от Закавказья до северных широт, и выстроенная «живая» карта - прекрасная основа для того, чтобы это увидеть.
Второй: Конечно. Особенно если при подготовке использовать не только сам фильм, но и литературный сценарий Геннадия Шпаликова к нему.
Вопрос в том, как посмотреть, под каким углом… Вот только небольшой перечень вопросов, которые расширяют у зрителей (равно учеников) представление о России времен выхода фильма «Я шагаю по Москве» на экраны.
Откуда и куда и с пересадкой в каком городе летел главный герой фильма? (Из Минска в Качемск.) Качемск. Такого города нет, но в 1963 году, когда происходит действие фильма, Канск и Ачинск - стремительно растущие индустриальные гиганты Сибири, и летел герой через Ижевск - родину конструктора самого продаваемого автомата в мире. И кстати, откуда родом создатели фильма?
Какие географические процессы можно объяснить, проиллюстрировав фрагментами из фильма? (Демографический переход, типы воспроизводства населения, трудовые миграции, понятие «перепись населения» и прочее.)
Как изменилась Москва за полвека?
И даже про время путешествия луча Солнца до Земли можно рассказать (упоминание о тени)... И многое другое. Важно сразу же фиксировать на карте упоминаемое место. А еще лучше вручить портрет персонажа фильма тому «человеку-региону», откуда родом этот персонаж. Тогда в итоге мы четко видим, как широка география судеб людей, подаривших нам чудесный фильм:
Геннадий Шпаликов - Сегежа, Карелия.
Георгий Данелия - Тифлис, ныне - Тбилиси.
Владимир Басов - Воронежская область.
Никита Михалков - служил на Камчатке.
По ночной Москве шла, цокая каблучками, Ирина Скобцева - Тула.
Сыграла эпизод первокурсница Ирина Мирошниченко - Барнаул.
Любовь Соколова - Иваново.
Инна Чурикова - город Белебей, Башкирия.
Быков - Киев, тогда Украинская ССР.
Стеблов, Дуров, Польских - Москва.
И даже памятники в фильме (помните: ночь, поливальная машина моет постаменты памятников Ломоносову, Чайковскому, Тимирязеву?) - тоже точки на карте. Ломоносов - Архангельская область, Чайковский - Воткинск в Удмуртии…
Третий: Удивительное это дело. Помолчать всем вместе - даже посреди веселого праздника, дня города, в память об актерах, уже ушедших и кем-то забытых… Любовь Соколова, Владимир Басов, Геннадий Шпаликов… Екатерина Мельникова - помните, бабушка Кольки, похоронившая всех сыновей? Светлая память…
И ныне здравствующие. Всего 30 секунд на экране первокурсница Ирина Мирошниченко. И вот прямо перед моим уроком на сцене сама народная артистка поет и общается с публикой.
Удивительное это дело. Спеть вместе с толпой знакомые песни того времени и найти в них абсолютно географический смысл. От кукинской «За туманом» до «Я в весеннем лесу» Аграновича.
И вспомнить вместе первых учителей почти в канун Дня учителя спустя годы после окончания школы, вот так, вдруг, посреди Москвы. И спеть вместе про сердце учителя…
Сердце учителя - хрупкая вещь,
Как же от трещин его уберечь?..
Когда я писал эту песню лет десять назад, я и не предполагал, что она полетит по Интернету, что к ней будут дописывать строчки, заменять «учитель» на «вожатый»… Не задумываясь об авторстве. Спеть ее на Тверской для всех этих людей - удивительное дело.
И построить из людей возрастно-половые пирамиды для той, образца 1964 года, отвоевавшей страны, где по переписи соотношение мужчин и женщин было 4 к 6. И сравнить с сегодняшней…
Первый, второй, третий: И еще одно удивительное дело: удивительно увидеть на второй день в новой толпе вчерашние лица, пришедшие еще попеть и поучиться… Так еле уловимо толпа превращается в почти знакомый «класс». В который учителю хочется возвращаться с чем-то новым, нужным и интересным!

​Иван КОЛЕЧКИН, учитель географии, заместитель директора по научно-методической работе
НП ДВОК «Пенаты», Москва