- Нельзя учить ребенка читать, но не учить писать, - заявил в начале конференции дизайнер, аниматор, автор учебника «Scratch для детей» Дерек Брин. - Поэтому я абсолютно уверен, что обучение детей программированию должно проходить параллельно с изучением компьютера и программного обеспечения. Именно для этих целей сотрудники Массачусетского технологического института и придумали Scratch - веселый язык программирования. Но нужно понять и другое - любая разработка, любая программа или проект должны быть человекоцентричными, то есть делать все, чтобы создать как можно более комфортные условия для жизни и работы людей. А для этого нужно всегда исходить из реальных потребностей человека и, конечно же, учитывать его пожелания и требования.
Участники КИвО исходили именно из пожеланий и требований конечных потребителей. Чтобы понять это, достаточно просто посмотреть темы проектов.
Так, «Урбани Эко» - это бизнес-школа сити-фермеров, которую презентовала москвичка Татьяна Дубовская. Суть проекта в том, что авторы изучили спрос и предложение на рынке сельскохозяйственной продукции, выяснили, сколько человек желают заняться фермерством, разработали специально для каждого из них индивидуальный бизнес-проект, провели мастер-классы, подыскали литературу и так далее. В итоге все довольны: теперь один знает, как выращивать лекарственные травы, другой понимает, какую почву стоит применять при возделывании овощных культур, третий в курсе того, какие декоративные растения не вымерзают в открытом грунте в данной местности, кому продавать готовую продукцию и тому подобное.
Елена Пустовойт из Новосибирска рассказала о проекте «Международный медицинский турнир», идея которого очень напоминает сюжет сериала про доктора Хауса. Участникам (преимущественно студентам медвузов и начинающим врачам) предлагается для обсуждения вполне конкретный случай из медицинской практики, реальную историю болезни некоего пациента, а они, исходя из описанных симптомов, должны проанализировать ситуацию, поставить диагноз и определить, как лечить больного. По мнению авторов проекта, победители турнира - самые виртуозные врачи-диагносты - должны заинтересовать любую клинику мира.
А вот проект «Панда мани», о котором заявила москвичка Екатерина Трушина, рассчитан на ребят в возрасте 10-17 лет. Специально для них разработано образовательное мобильное приложение, своего рода личный наставник в мире финансов. С его помощью каждый школьник, имея смартфон, может повышать свою финансовую грамотность, участвуя в интересных играх, решая занимательные задачи, просматривая познавательные ролики. Это приложение уже доступно для скачивания всем пользователям мобильных устройств и довольно востребовано ими. А выгода также очевидна для всех, ведь разбираться в финансах должен каждый, но сегодня, как показывают социологические исследования, 74 процента школьников финансово безграмотны.
«Barabook.ru» - еще одно мобильное приложение, которое поможет всем желающим независимо от возраста запоминать большие объемы информации с помощью виртуальных карточек-картинок. По словам лидера проекта Александра Поленка из Москвы, практически любые данные можно визуализировать и оцифровать, после чего достаточно будет просто периодически заглядывать в смартфон, чтобы тренировать свою память.
Но что делать тем, кто не желает или не может пользоваться цифровыми гаджетами? Для них создана универсальная настольная игра «MonsterStop!». С ее помощью учитель может превратить любой сложный материал в увлекательное игровое задание. Причем играть можно как в одиночку, так в малых и больших группах.
Профориентация бывает разной. Чтобы помочь абитуриентам понять, действительно ли выбранный ими вуз интересен и комфортен, ребята из Томского политеха создали симулятор научно-образовательных треков для школьников и студентов «Join.University». Это своего рода интернет-квест, участвуя в котором каждый желающий может ощутить себя полноценным учащимся вуза, побывать на лекциях, на лабораторных занятиях, в спортзалах, столовой, общежитии и т. д.
Как рассказала директор КИвО-2016 Диана КОРОЛЕВА, в этом году на конкурс было представлено более 800 проектов, из них до финала дошло 20 бизнес-идей.
- Мы стараемся сделать так, чтобы каждый из авторов проектов получил от конкурса максимум пользы, - говорит Диана Олеговна. - Например, у нас есть летняя школа «Акселерат», куда мы приглашаем порядка 60 человек для плотной доработки идей, общения с представителями бизнеса, образования, производства. И даже те, кто не вошел в число победителей, получают прекрасную возможность остаться в нашем движении и дальше, поддерживать с нами и другими участниками связь через группу ВКонтакте, в Фейсбуке «Инноваторы в образовании», самостоятельно публиковать там ту или иную информацию о своих проектах и идеях, находить партнеров.
По словам Королевой, нередко бывает, что на суд экспертов выносят проекты, которые необычайно интересны с точки зрения идеи, задумки, но при этом они могут быть плохо проработаны в плане монетизации, бизнес-структуры. И наоборот - порой люди берут довольно банальную идею, но так лихо ее раскручивают, так искусно обставляют ее в коммерческом плане и предпринимательском ключе, что диву даешься. Авторы самых оригинальных и продуманных проектов могут рассчитывать на солидные инвестиции от российских и западных компаний, представители которых входят в состав жюри и экспертов.
В этом году победителем КИвО стал проект московских студентов «Язык поколений». Суть проекта заключается в том, чтобы вовлечь российских пенсионеров в активную социальную жизнь, сделать так, чтобы их опыт и знания стали востребованы среди молодежи. Это можно сделать, используя интерес иностранных студентов к изучению русского языка, к истории и культуре России. Таким образом, благодаря проекту у студентов появляется языковая практика с носителем, а у пожилых людей - дополнительное общение.
Как отмечают разработчики, первоначально проект задумывался как социальный, однако по советам экспертов летней школы КИвО-2016 было решено усилить его образовательную составляющую, а также рассмотреть коммерческие перспективы. «Просто общение» студентов с пенсионерами будет бескорыстным, однако появляется возможность организовать дистанционные курсы иностранных языков, которые, если пенсионер является профессиональным преподавателем, уже будут платными.
Директор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин назвал этот проект уникальным прежде всего потому, что он «помогает решить серьезную социальную проблему - одиночество пожилых людей - с помощью современных технологий». Не секрет, что для обучения иностранным языкам людям всегда не хватает тьюторов, готовых заниматься со студентами один на один. Именно поэтому здесь очень уместно использовать ресурс городских пенсионеров, многие из которых хорошо образованны и способны многому научить.
Согласно правилам конкурса победитель получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Помимо этого спонсоры КИвО подготовили солидные призы и для других участников в специальных номинациях, включая зарубежные стажировки и финансовую поддержку.

фото автора