Сразу вспомнились старинная английская пословица о том, что в каждом, даже самом добропорядочном, доме непременно найдутся свои скелеты в шкафу, и любимое нашими предками выражение о соре, который из избы лучше не выносить. Но так уж устроен мир, что рано или поздно скелеты все равно из шкафов вываливаются, сор выметается, а значит, скандала не миновать. Другое дело, надо ли видеть в этом какие-то судьбоносные знаки и делать некие глобальные выводы? Или стоит просто разбираться с каждым случаем в отдельности?
Еще один вопрос, который, знаю, многих волнует: почему это произошло именно сейчас? Совпадение? Запланированная акция? О причинах можно только догадываться, но надо понимать, что любая проблема - это мина замедленного действия. Особенно сегодня, когда Интернет и социальные сети резко изменили ситуацию гласности вокруг мусора в избе и скелетов в шкафу. Теперь все тайное становится явным куда быстрее, чем раньше. Вспомним еще одну мудрость: сколько веревочке ни виться, а конец придет. Так вот сейчас веревочка эта вьется со стремительной сверхскоростью. И забывать об этом нельзя.
Административные попытки изменить результаты оценивания по формуле «три пишем - два в уме» - отнюдь не порождение дня сегодняшнего. Работы детей, которые шли на золотые медали, подделывали и в советские времена. И все об этом прекрасно знали. И в хороших школах это было, и в плохих, и в Москве, и в Ленинграде, и в других городах нашей необъятной Родины. Периодически нарыв прорывается - слава богу, что есть люди с гражданской позицией, которые не идут на поводу у начальства и имеют смелость говорить об этом вслух.
Проблема «неуставных» отношений между учителем и учениками куда тоньше и глубже. Здесь нельзя рубить с плеча. Слышал, что появилось предложение в каждой школе ввести комиссию по этике. Что могу на это сказать: хочешь «замотать» вопрос - создай комиссию. И потом, кто войдет в ее состав, где взять такое количество «чистых рук, горячих сердец и холодных голов»? Как избежать предвзятости? В Штатах все попытки домогательств со стороны преподавателей заканчиваются немедленным увольнением. Однако посмотрите, сколько там пишут о том, что никакого злого умысла ни с чьей стороны не было, но возникло недоказанное обвинение, и под радостное улюлюканье толпы человека, который кому-то чем-то не угодил, выгоняют с работы с волчьим билетом. Одним словом, никакие комиссии глубинных нравственных проблем решить не могут. Можно подумать, что в советские времена, когда существовали парткомы и профкомы выглядели совсем по-другому, все люди были поголовно безупречны.
Выход один, долгий и трудоемкий: в каждом отдельном учебном заведении создавать и поддерживать здоровую атмосферу. Но дух школы не комиссией создается. Человеческая природа неизменна, и влиять на нее можно лишь всем миром, строя общежитие в исконном смысле этого слова.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.