В столицу Чувашии прибыли 505 делегатов из 62 российских регионов. На целый день красивое здание академического театра драмы имени К.В.Иванова, что на Красной площади, превратилось в дискуссионную площадку.
Проблем у сельской школы немало. Приятно порадовал оптимистичный настрой делегатов. Меньше говорили о том, как плохо живется, больше о позитиве, о том, что удается делать, как планируют развиваться дальше.
Сегодня школы на селе практически стали социокультурными центрами. Под одной крышей объединяются учреждения здравоохранения, спорта, культуры. Вместе им легче выживать, это понятно. Скудные муниципальные бюджеты вынуждают к строгой экономии. И тут возникает определенная коллизия: школа, превратившись реально в социокультурный центр, остается в прежнем статусе. Кто должен руководить таким центром? Нормативная база отстает от реалий сегодняшнего дня. Этот вопрос остается открытым.
Мы привыкли говорить, что школа спасает село. Увы, но это не так. Жаль, что на столь значимом форуме не было представителей Министерства сельского хозяйства. Не расцветет село без подъема экономики. Проблемы нужно решать комплексно. На это сделал упор в своем выступлении глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев, предварительно поблагодарив учителей за подвижнический труд, заботу о нашем будущем - детях.
Нужно отметить, что в республике 342 сельские школы - это 73 процента от их общего числа. Треть бюджета идет на образование. За последние годы появилось 9 новостроек, постепенно ликвидируется вторая смена. Немаловажно, что во все села проведен газ, есть дороги с твердым покрытием. Для повышения качества образования в сельской местности создано 120 базовых школ - ресурсных центров. Более 12 тысяч детей из 1118 деревень освоили этот маршрут. Хорошо это? Несомненно!
Но недаром на дискуссионной площадке «Сельская школа - центр социокультурной жизни села. Какой она должна быть?» острые споры вызывал вопрос о модели выпускника. На пленарном заседании Анзор Музаев, заместитель руководителя Рособрнадзора, озвучил такую цифру: каждый четвертый абитуриент, поступивший на бюджетное место в тот или иной вуз, - выпускник сельской школы. Честь и хвала сельским учителям за качество знаний! Но недаром делегаты съезда в один голос говорили о том, что сельская школа должна растить кадры для села, то есть реализовать учебные модули и курсы аграрного направления. Предлагали даже при оценке работы педколлектива учитывать такой показатель, как число выпускников, выбравших профессии, нужные селу. Однако возникает вопрос: найдется ли им работа на селе? И опять вопрос упирается в экономику. Владислав Волков, директор Аликовской школы, он же глава Аликовского района Чувашии, признался, что до сих пор не ясно, какого выпускника должна готовить сельская школа. Надо ли равняться на городские школы? Должен ли быть у сельской школы свой профессиональный статус? Похоже, что должен. Это предложение так или иначе звучало из уст многих делегатов. Предложение о том, чтобы и на конкурсе «Учитель года» появилась специальная номинация «Учитель сельской школы», было встречено аплодисментами. Ольга Илларионова, директор Татановской школы Тамбовской области, убеждена, что вектор развития сельских школ определен. Ольга Петровна возглавляет ассоциацию «Агрошколы России». В нее входят 280 сельских школ из 42 субъектов РФ. «Готовы делиться опытом работы», - заметила она. Нужно создать определенный информационный ресурс, на котором хорошо бы собрать все успешные практики. Развиваются и крепнут агрошколы в Республике Саха (Якутия). В 2008 году таковых насчитывалось всего три, а сегодня число приближается к ста - 96 школ. Их направления разнообразны - вплоть до пчеловодства.
Вопрос трудового воспитания для педагогов сельских школ не потерял за это время своей актуальности. Хотя и исчезло это словосочетание из нормативных документов, перестали существовать летние трудовые лагеря - но как без труда на земле жить селянину?
Как образно выразился один директор, «это я в школе в галстуке, в костюме веду уроки, а дома на участке в рабочей одежде тружусь - если мой огород зарастет травой, сельчане меня не поймут».
- Я приехала на съезд, чтобы услышать ответ на многие свои вопросы, - призналась директор Ронгинской школы Республики Марий Эл Надежда Шабалина.
После выступления министра образования и науки Ольги Юрьевны  Васильевой я спросила Надежду Михайловну:
- Вы это хотели услышать?
- Да, - выдохнула она.
Уверена, так могли ответить все делегаты съезда. Ольга Юрьевна, выступая на пленарном заседании, обозначила многие болевые точки образования. Ее выступление неоднократно прерывалось громкими аплодисментами.
«Сельская школа занимается не только воспитанием и обучением детей, но и становится системообразующим центром всего села», - сделала точный акцент в своем выступлении Ольга Юрьевна. «Как это верно! - услышала я от соседки, делегата Брянской области. - Мне однажды техничка в заявлении написала: «Директору села Сенное...»
Успокаивающим бальзамом пролились слова, что малокомплектные школы в регионах будут сохраняться. К тому же в селах появятся новостройки. Так, к концу года в разных регионах будут введены в строй 12 сельских школ на 6890 мест.
«Вам отведена главная роль в воспитании и обучении детей в сельской местности, - обратилась к собравшимся в зале министр. - Вам должны быть созданы оптимальные условия работы. Мы будем делать все возможное, чтобы эти условия улучшились».
Отрадным фактом стало заверение о том, что готовится нормативная база, в соответствии с которой зарплата педагогов будет состоять на 70 процентов из базовой части и всего лишь на 30 процентов из стимулирующих выплат. Не секрет, что прежнее распределение вызывало немало нареканий и конфликтов в коллективах.
Не обошла Ольга Юрьевна вопрос об отчетности, несколько раз подчеркнув, что для счета обязательных документов, которые должен вести каждый учитель, хватит трех пальцев. Это программы, электронный журнал и дневниковая страница. Все остальное - самодеятельность местных чиновников. Всю нужную информацию те могут взять на сайте школы, а не требовать с педагогов.
Важно, что все социальные гарантии и льготы для сельских учителей, по заверению министра, будут сохранены в полном объеме.
Позабытое слово «воспитание» часто звучало на съезде с высокой трибуны. «В школе мы воспитываем и обучаем, - подчеркнула Ольга Юрьевна. - Одна из главных задач  - это возможность профессионального роста учителя. Будем делать все, чтобы сельские педагоги могли выбирать места и площадки для повышения своей квалификации». Министра радует, что на Всероссийском конкурсе «Учитель года» за последние четыре года в заключительных этапах приняли участие 82 сельских учителя (20 процентов от общего числа), а абсолютными победителями в 2011 и 2013 годах стали педагоги сельских школ.
Следует отметить, забегая вперед, что пожелания делегатов об отдельной номинации как конкурсе, как и другие предложения, министр фиксировала на бумаге. А на закрытии съезда продемонстрировала залу свой внушительный список. «Будем работать над ним», - заверила глава Минобрнауки РФ.
Был затронут вопрос о необходимости оперативной выработки единого базового стандарта образования. «Особенно это касается начальной школы», - подчеркнула министр. По ее мнению, 400 учебников в начальных классах просто недопустимо. «Я не против творческих программ, - сказала Ольга Юрьевна, - но только при наличии определенного базиса».
Насыщенный день работы съезда вместил очень многое. Жаркие споры развернулись на дискуссионных площадках. Каким быть социокультурному центру села? Кто должен заботиться об условиях жизни сельского учителя? Каков портрет современного сельского учителя? Как сельская школа должна взаимодействовать с агрохолдингами, фермерскими хозяйствами? Что может дать Российское движение школьников  сельской школе?
Результаты работы пяти дискуссионных площадок будут включены в итоговую резолюцию съезда и рекомендованы к реализации в регионах.

Чебоксары
фото автора