Несколько лет назад перед подобным выбором оказалась Софья Дроботова, учитель немецкого языка гимназии №6 города Воронежа. В сентябре 2010 года, сразу после окончания Воронежского госуниверситета, причем окончила его с красным дипломом, будучи одной из лучших и самых симпатичных студенток, уехала в Германию в город Гиссен, под Франкфуртом-на-Майне. Вообще-то попала туда случайно: в коридоре вуза обговаривали дальнейшие планы, и одна девушка предложила махнуть в Германию - есть работа. Софья тут же решилась и потом не пожалела. Проработала там год, все шло к продлению контракта, и она уже знала, что ей предложат остаться работать дальше, но выбор сделала другой.
- Я очень хорошо помню, как это было, - вспоминает Софья Сергеевна. - Иду по территории заповедника, есть там такое очень красивое парковое место. Дело ближе к весне, свежий воздух, птицы щебечут, голубое небо, а я иду и принимаю решение своей жизни: где мне жить дальше - в Германии или в России. В тот момент я поняла, что мне все нравится в той стране, где я в этот момент жила, что все прекрасно - уверенность, стабильность, но есть один момент, который на самом деле все решает. Это моя семья.
По словам Софьи, она всю жизнь считала себя независимой и очень самостоятельной, а когда оказалась в чужой стране, поняла, что без своих родных очень скучает и любит их безумно! Постоянно общалась с ними по скайпу, и даже немецкие друзья обижались, что она больше времени проводит со своими родными, чем с ними. Хотя, как рассказывает Софья, немцы иные, чем русские. У нас душа нараспашку, а они более осторожны, можно сказать, что каждый их шаг требует больше времени, чем это принято у русских. Поэтому русскому человеку даже года не хватит, чтобы обзавестись там настоящими хорошими друзьями. Приятелями, хорошими знакомыми - это да, а вот насчет дружбы...
- Если бы была волшебная палочка и родных можно было бы перенести туда, то, возможно, я и сама осталась бы там. Но такой палочки нет, поэтому я сделала свой выбор.
Заметьте, в нашем разговоре с Софьей Сергеевной дополнительных рассуждений на тему патриотизма и любви к Родине не случилось. А с другой стороны, разве любовь к своим отцу и матери не лучшее подтверждение собственных патриотических чувств? По большому счету, это и есть любовь к Родине в одном из своих практических воплощений. Пусть даже объясняется она очень буднично и просто, как сказала сама Софья, ей не захотелось в будущем разрываться между двумя странами, в одной из которых год за годом стареют родители. Говорит, насмотрелась на других наших соотечественников, живущих в Германии и постоянно стремящихся в Россию, где остались родные.
- Поэтому я решила, что найду себя здесь, в России.
- А как же немецкий комфорт?
- Можно и без него прожить!
Сразу после возвращения она устроилась работать в шестую гимназию, считающуюся лучшей школой немецкого языка в городе. Посвящать все свое время переводам не хотела, иногда - да, как отвлечение от основной работы, которым, Софья уже знала это, должна быть школа и именно гимназия №6. Еще будучи в Германии, Софья попросила маму отнести туда заявление о приеме на работу.
Софья Сергеевна рассказывает, что, еще учась в вузе на третьем курсе, устроилась преподавателем на курсах иностранного языка в частной школе. Тогда впервые поняла, что быть учителем ей интересно. Ну а уж когда дипломированным педагогом с хорошей языковой практикой начала работать в гимназии, окунулась в профессию с головой. В 2013 году победила в областном конкурсе «Педагогический дебют», а в 2015-м заняла первое место на региональном этапе конкурса «Учитель года». Уже потом, на всероссийском этапе, побывала в Казани, потом участники переехали в Москву - в общем, как сама говорит, впечатлений масса. Но самым большим открытием стала «ожившая» карта России. «До конкурса, - говорит Софья, - она для меня была совершенно безликая: Хабаровск, Камчатка - вроде бы ты прекрасно знаешь, что есть множество мест и городов, но как-то слабо представляешь себе, что там могут быть другие традиции, обычаи, другие жизненные аспекты, на которые живущие там люди обращают внимание, а ты - нет! Хотя и внешне мы похожи, и язык один... После конкурса для меня карта России стала живой.
По мнению Софьи Дроботовой, конкурсы молодому учителю просто необходимы. Потому что обязательно должны быть проба пера, первые мозоли и первые шишки! После конкурса всегда понимаешь, сколько ты еще должен узнать и сделать, ведь учитель часто не может остановиться и провести самоанализ.
Говорили мы и о том, чем удивляет молодого учителя школа. Самым удивительным моя собеседница считает метаморфозы, происходящие с одним классом и одними и теми же детьми на уроках у разных учителей. Как они меняются, как по-разному себя ведут! Вот здесь-то и понимаешь, насколько сильна роль личности. Как тут не вспомнить своих учителей, которые и повлияли больше всех на ее желание стать учителем. По словам Софьи Сергеевны, ее вхождение в учительскую профессию началось с выбора иностранного языка. Училась в 83-й школе Воронежа по системе Занкова, с пятого класса обещали два языка, но в итоге остался один немецкий, зато какой! Ее учитель Людмила Ивановна Янова и сейчас работает в школе, и в своем предмете она профессионал самого высокого уровня.
- У нас в классе даже слабые троечники любили немецкий, и они говорили на нем! Не заученные тексты, а именно сами говорили. Как ей это удавалось, я и сегодня удивляюсь. У нее своя методика, свои приемы. И она удивительно душевный человек! Причем без всякого панибратства. Просто она всегда умела нас обогреть предметом! И нам с ней было очень уютно. Каждый себя чувствовал нужным, замеченным, и все с умом, грамотно до тонкостей.
С этой учительницей они осваивали немецкий с первого класса до окончания одиннадцатого. Софья считает, что в ее случае один учитель - это везение, счастье и выбор дальнейшего пути. Еще одна интересная деталь: в ее жизни были две Людмилы Ивановны. Одна в школе, а вторая - Людмила Ивановна Гришаева - в университете, у нее Софья Сергеевна писала дипломную работу.
Сегодня Дроботова не только учитель немецкого, но и классный руководитель. В первый год, когда только начала работать в гимназии, классного руководства не было, потом предложили, она согласилась и очень этим довольна. Считает самым важным, чтобы дети были просто хорошими людьми - с сердцем, с теплотой, с пониманием другого человека, с добротой.
- Если мой предмет и изучение другой культуры приблизило детей к этому состоянию души, значит, учились не напрасно. Чтобы им не просто фонетика, грамматика, тексты, дискуссии на языке - но и мир в целом, а также способ познания себя.
Вместе с классом они любят путешествовать. Много ездили по области, побывали в Дивногорье, в Костенках, на Прохоровском поле в Белгородской области, ездили на Куликово поле.
Так и получилось, что не смогли мы далеко уйти от патриотической темы с моей героиней. Все равно к ней вернулись, только уже с другой точки обзора: что может дать своим ученикам учитель, который предпочел свою не слишком обустроенную Родину зарубежному комфорту? Не могла не спросить у Софьи Сергеевны, что говорят и думают о немцах сегодняшние мальчишки, побывав на Прохоровском поле, посмотрев «В бой идут одни «старики» и изрядно поднаторев в немецком языке?
- Разное думают, но я им говорю о другой стороне. Вы почитайте Ремарка, и узнаете, как сами немцы страдали от всего этого. Ведь нацизм начинался всего-навсего с политической партии. Моя бабушка мне рассказывала, как помнит до сих пор запах йода, которым немецкий солдат мазал ей палец, когда тот у нее разболелся.
Везде и всегда важна душа человека. И право принять решение тоже за человеком. Кто-то расстреливал и убивал, а кто-то опускал автомат и отпускал. Также и наши, бывало, кормили пленных с надеждой, что «и моего там покормят». Война - это политика, но мы-то люди...

фото автора