В нашем образовательном комплексе №1421 созданы условия по развитию творческих способностей обучающихся в области художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, научной, лингвистической и военно-патриотической деятельности через дополнительное образование. Созданы комплексные программы, которые усложняются от одной образовательной ступени к другой и дают ребенку возможность освоения новых направлений деятельности, углубляют и дополняют основное (базовое) образование и предоставляют ребенку определенные гарантии достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности.
Наш детский музыкальный театр «Школьный двор» создан в 2008 году педагогом Галиной Георгиевной Бойко на базе существующих кружков эстетического цикла.
В составе музыкального театра «Школьный двор» обучается около 200 юных артистов. Основа работы - интегрированный и креативный подход к детям. Театр активно сотрудничает с общественными организациями, принимает участие в различных конкурсах, концертах и акциях. Три года назад театр расширил возрастной состав, и занятия теперь проводятся с детьми, начиная с 4 лет. В коллективы принимаются все дети без исключения, ведь наш девиз: «Неталантливых детей не бывает». От ребенка при приеме требуется совсем немного: желание стать юным артистом. Неудержимая фантазия, абсолютная органичность, раскованность на сцене и профессионализм позволяют коллективу создавать яркие, красочные программы.
Почему было создано именно такое творческое объединение? Прежде всего потому, что именно здесь проявляется принцип взаимодействия, при котором все ребята видят результаты своего вклада в общее дело. Театр расширяет сферу общения детей между собой, а также дает возможность погрузиться в другие виды деятельности: певцам приходится выполнять хореографические движения, танцоры начинают петь, проявляя основы актерского мастерства. Для нас очень важен тот факт, что именно музыкальный театр создает особые предпосылки для формирования творческой личности. Отличительной особенностью нашей работы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами искусства. Ребенок на всех уровнях обучения становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя своего собственного номера, а с другой - участником и творцом всего спектакля в целом.
За период работы театра были поставлены музыкальные сказки «Три поросенка», «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят». Самым запоминающимся событием в жизни театра и зрителей стала премьера оперы «Муха-цокотуха». В ее подготовке принимали участие не только состав музыкального театра, но и Театр моды, который рисовал эскизы костюмов и изготавливал их, кружок изобразительного искусства «Юный художник», создававший декорации для сцены.
Опыт работы подтверждает, что театр действительно один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием восприятия и воображения, самостоятельности, креативности, инициативности.
Эти проблемы с успехом решает театральная студия «Домино», которой руководит Марта Аркадьевна Манвелова.
Театральная студия с определенным постоянством и обязательностью его встреч-репетиций организовывает досуг подростка, воспитывает в нем чувство личной ответственности за успех общего дела и позволяет разделить радость этого успеха. Процесс репетиции спектакля по своей специфике отличается от привычной классно-урочной формы учебной деятельности. Репетиция - это совместное творчество, потому что ребята сами разбирают суть произведения, характеры персонажей, высказывают свои мнения, часто им предоставляется возможность повлиять на ход событий еще не оконченной пьесы. Вживаясь в свои роли, строя взаимоотношения с другими персонажами, они все пробуют на себе, ошибаются, еще раз пробуют и творят.
Такая деятельность позволяет ребятам погрузиться в мир другой реальности, примерить на себя чужую жизнь, сыграть то, что тебе не свойственно, погрузиться в мир, далекий не только своими ценностями, но и своим иным языком и манерами. Этот эффект как нельзя лучше достигается, когда члены театральной студии ставят спектакли по классическим произведениям. Это особое действо, потому что ребята попадают в другую эпоху, где иные не только быт и традиции, но и сам язык, который своей мелодичностью, правильностью построения и изысканностью позволяет чувствовать то далекое время. К таким спектаклям относятся постановки по произведениям А.П.Чехова «Юбилей» и «Предложение».
Важное место в репертуаре театральной студии занимают постановки, посвященные Великой Отечественной войне, которые способствуют формированию у ребят чувства долга, гордости, любви к родине, к ее культуре и ценностям. Силами ребят были поставлены литературно-музыкальные композиции, посвященные победе Красной Армии в битвах под Москвой, Сталинградом. Играя роль участников войны, школьники проникаются уважением к героизму советских людей, которые совершали подвиги, жертвуя своими жизнями.
Особое место в постановках о войне занимает спектакль, поставленный по мотивам произведения Б.Васильева «А зори здесь тихие...».
Ребята словно окунулись в те далекие и грозные времена, почувствовали себя молоденькими девушками, на долю которых выпала тяжелая миссия - защита родины от фашистов.
Спектакль никого не оставил равнодушными: ни самих актеров, которые не по-театральному плакали и умирали на сцене, ни зрителей, которые с полными от слез глазами искренне сопереживали тому, что происходит на сцене.
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые подлежат реализации лишь в театральном творческом коллективе. Правильно организованная педагогическая работа позволяет участникам более плодотворно решать поставленные задачи, достигать желаемого результата.
И музыкальный театр «Школьный двор», и театральная студия «Домино» дают возможность видеть, как вовлечение ребенка в процесс творчества влияет на сознание, духовно-эмоциональный мир ребенка, формирует его целостный облик, активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, готовя его к социально-преобразующей деятельности.

Татьяна ШКОЛЕНОК, методист школы №1421;
Инна ЯДЫКИНА, методист школы №1421