Не вызывает сомнения, что без участия психолога в образовательном процессе школы реализация требований стандарта образования в полной мере невозможна. Развитие социальной компетентности требует знакомства с психологией общения, конфликтологией, ораторским искусством, теорией аргументации, с лингвистической прагматикой. Все это, с нашей точки зрения, должно осуществляться силами психологической службы школы.
Важно понимать, что развитие социальной компетентности становится затруднительным, если ребенок имеет те или иные психологические проблемы. Агрессивность, тревожность, эгоцентризм, различные страхи, отсутствие желания учиться, слабые познавательные способности, проблемы в отношениях со сверстниками, учителями или родителями препятствуют развитию социальных и личностных качеств, а значит, и достижение требований стандарта образования происходит не в полном объеме. Именно поэтому психолог в школе - чрезвычайно востребованный специалист.
Концепция нашей работы в школе начала разрабатываться в 2008 году на этапе проведения диссертационного исследования, экспериментальной базой для которого стала школа №1421.
Социальную компетентность мы рассматриваем как фактор психологического здоровья школьника. Система нашей работы позволяет:
1) добиться усвоения учениками минимума теоретических знаний из области психологии общения, риторики и речеведения;
2) сформировать актуальные для школьников определенного возраста навыки общения;
3) развить воображение и креативно-речевые способности;
4) развить заложенные в ребенке эмоциональные и интеллектуальные ресурсы;
5) осуществить профилактику и коррекцию нарушений психологического здоровья;
6) совершенствовать процесс усвоения, переработки и воспроизведения информации учащимися школы;
7) повышать психолого-педагогическую культуру взрослых: сотрудников школы и родителей.
Работа по формированию социальной компетентности пронизывает все ступени школьного образования: начальную, среднюю и старшую школы. Основная форма работы - специальные занятия с психологом, организуемые во второй половине дня или проводимые в форме классного часа. В зависимости от целей занятия и его содержания используются такие методы, как тренинг, дидактическая игра, дискуссия, дебаты, импровизационные задания и упражнения, кейс-метод.
В начальной школе в паре с психологом работает логопед, в задачи которого входит развитие артикуляционных возможностей голоса школьников и коррекция дефектов звукопроизношения.
Основная задача работы в 5-6-х классах - это обогащение коммуникативного опыта школьников и расширение поведенческого репертуара. Достигается это включением детей в многообразные ситуации межличностного и учебного общения. Для этого используются риторические игры («Катастрофа в пустыне», «Интервью», «Необитаемый остров»), чемпионаты между классами по игре «Мафия».
Школьники также участвуют в тренинге «Учимся учиться», направленном на совершенствование умений восприятия, обработки и воспроизведения информации в устной и письменной форме, а также на изучение жанров учебного общения (диалог, монолог, учебная беседа, пересказ, ответ у доски, устное сообщение перед классом).
На тренинге «Основы эффективного общения» осваивают знания из области психологии общения и совершенствуют собственную речевую манеру с учетом правил и постулатов общения.
На тренинге «Коммуникативный контакт» дети учатся знакомиться с различными типами собеседников в различных условиях с учетом требований этикета, участвовать в диалоге, поддерживать беседу со сверстниками, учителями и родителями.
В 7-9-х классах работа по формированию социальной компетентности ориентирована на развитие навыков аргументации и развитие коммуникативно значимых качеств личности (толерантности, уверенности в себе, лабильности, доброжелательности, искренности, эмоциональности).
Школьники принимают участие в тренингах «Умею ли я спорить? Культура спора», «Риторика конфронтации», «Речевые способы преодоления конфликтов», «Дебаты - спор или обсуждение?».
Важнейшей задачей данного этапа является развитие умений дебатирования.
В 9-м классе формирование социальной компетентности происходит в единстве с профессиональным самоопределением школьников и подготовкой к обучению по индивидуальным планам. В структуре занятий курса «Профессиональное определение» предусмотрены дискуссии и дебаты на актуальные темы («Планировать жизнь или пустить все на самотек?», «Выбор профессии - выбор судьбы!», «Широкий кругозор - залог профессионального успеха», «Рабочая профессия - это престижно!» и др.), то есть навыки аргументации школьники тренируют на предметном содержании курса профориентации.
В 10-м классе формирование социальной компетентности предполагает совершенствование у школьников навыков подготовки и произнесения публичной речи с опорой на каноны классической риторики.
Школьники участвуют в тренинге «Поэтами рождаются, ораторами становятся», на котором знакомятся с риторикой как наукой о публичной речи. В ходе изучения античного риторического наследия (Аристотеля, Цицерона, Квинтиллиана) совершенствуют ораторские навыки.
Функцию развития социальной компетентности школьников выполняет также деятельность риторической лаборатории. Она организована на базе психологической службы. Ее цель - обеспечить коммуникативную поддержку школьникам. Под руководством психолога учащиеся анализируют свои успехи и неудачи в общении со сверстниками, учителями, родителями, определяют причины трудностей в обучении, подготавливают различные виды публичных выступлений (рефераты, сообщения, ответы у доски, дебатные речи...), тестируют свои речевые способности, разрабатывают рекомендации по умелому использованию языка в тех или иных ситуациях общения.
Огромное значение для развития социальной компетентности школьников и формирования у них навыков общения имеет речевое поведение педагогов школы. Наблюдая за тем, как учителя ведут уроки, общаются между собой, делают замечания ученикам, организуют различные формы общения с классом, школьники формируют собственную языковую личность, индивидуальную речевую манеру, усваивают приемы общения.
Осознание этой особенности обусловило разработку нами системы «внутреннего» риторического обучения педагогов и внедрение в управленческую систему школы стандартов общения для педагогов.
Обучение педагогов проводится в форме семинаров, организуемых во время каникул. Темы семинаров: «Риторический эскиз урока», «Риторические аспекты гармонизации педагогического дискурса», «Речевые приемы нейтрализации речевой агрессии», «Лекция как речевой жанр в работе со старшеклассниками», «Общериторические законы и их практическое воплощение в процессе подготовки и проведения урока», «Коммуникативное равновесие на уроке как фактор учебного интереса школьника», «Риторические приемы «захвата» и поддержания внимания подростка на различных этапах урока», «Объяснительная речь учителя: структура, коммуникативные стратегии, приемы организации».
Система работы эффективна и позволяет оптимизировать учебный процесс - обогатить его интересными для школьников формами работы, насытить яркими эмоциями пребывание детей в школе, снизить риски нарушения психологического здоровья учащихся и гармонизировать развитие личности тех детей, которые по тем или иным причинам имеют психологические проблемы.

Георгий ЗАБЛОЦКИЙ, педагог-психолог школы №1421, кандидат педагогических наук, лауреат конкурса «Педагог года Москвы»- 2016