Хочу подчеркнуть, что подростку помогать в выборе профессии надо за исключением тех случаев, когда ребенок с детства «заточен» под какое-либо дело (например, самозабвенно играет на скрипке и не мыслит жизни без нее) и/или (о чудо!) подросток к 15-16 годам имеет крепкую идентичность: хорошо чувствует свои потребности, знает собственные ограничения, имеет яркую индивидуальность, сильную волю и развитое самосознание. Большинство же отроков растеряны, в смятении, чувства их противоречивы, устремления непонятны им самим, и они остро нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Итак, в чем может выражаться помощь ребенку в выборе профессии?
Во-первых, взрослым надо вовремя начинать разговаривать с подростком о выборе профессии. Я бы посоветовала начинать говорить об этом классе в восьмом. Это поможет многим ребятам определиться с тем, продолжать ли обучение в школе до 11-го класса или пойти учиться в колледж. Слышала, что многие профконсультанты советуют начинать профориентацию в 11-12 лет. Я против ранней профориентации, это совсем не актуально для самого ребенка, не интересно ему. Девочки и мальчики должны уметь заниматься тем, чем им интересно ради самого дела, процесса, а не ради того, чтобы во взрослой жизни овладеть какой-либо специальностью. К тому же человеку может наскучить эта тема за пять или шесть лет.
Во-вторых, ребенку в 13-14 лет нужно дать возможность пройти первое профтестирование, для того чтобы выявить интересы, особенности интеллектуальной сферы и личностные особенности. Но результаты теста - это всего лишь возможность начать предметный разговор с подростком, начать знакомиться с собой и миром профессий. Мы используем тест «Профориентатор», который можно выполнить два раза: первый раз в 8-м классе, второй раз - в 10-м классе, уже более осознанно. Хорошо, если после тестирования ребенок сможет обсудить полученные результаты с профконсультантом или психологом, то есть с человеком компетентным и незаинтересованным. Получив результаты теста и рекомендации по выбору профессии, подросток может сам начать что-то узнавать про предложенные профессии, например, в Интернете. А у московских школьников есть великолепный ресурс - «Университетские субботы», проводимые ведущими вузами города, которые также позволяют сформировать выбор будущей профессии.
Профтестирование можно пройти в различных образовательных и психологических центрах, в том числе и бесплатных, например, в Московской службе психологической помощи населению.
В-третьих, с восьмого-девятого класса, с ребенком нужно начать посещать выставки типа «Образование и карьера», которые в Москве начинают активно работать во втором учебном полугодии. Там можно многое узнать про вузы и колледжи, про различные факультеты, условия обучения, профессионального развития, студенческую жизнь. На выставках часто работают профконсультанты и там можно пройти экспересс-тестирование.
Очень полезным может стать участие в профориентационном тренинге для подростков. Группа может помочь раскачать интерес к теме выбора профессии, «примерить» на себя разные варианты выбора профессии, профессиональные направления, обогатить информацией, снизить высокую тревогу.
Хочется пожелать всем родителям, чьи дети стоят на пороге выбора профессии, пройти этот путь вместе со своим ребенком без стресса, серьезных конфликтов и лишних денежных трат. Важно помнить, что мы только помогаем, а решение будет принимать сам ребенок.

Светлана РУССКИХ, психолог школы «Карьера»