В наше время представление об успешности человека складывается не только из объема его знаний, его просвещенности, но и из сформированности социальной компетентности, то есть тех навыков и умений, которые позволят ему адекватно воспринимать действительность, избегать конфликтов во взаимодействии с окружающими людьми, продумывать надлежащий способ поведения в различных ситуациях общения. Процесс формирования такой компетентности труден и требует много времени.
Проучившись 11 лет в школе, каждый выпускник вынужден определить направление своей дальнейшей жизни. Каждый из нас, несомненно, имеет право выбрать то, чему хотелось бы ее посвятить. Естественно, на принятое нами решение влияет мнение родителей, друзей и, конечно же, школы. Трудно переоценить ее влияние на самоопределение человека.
Существуют разные школы. Но какую же школу в наши дни можно назвать эффективной для наиболее результативного и безопасного перехода ребенка во взрослую жизнь?
Я думаю, что эффективная школа - это не только высокое качество образования, но и возможность для ученика выработать жизненно важные свойства личности, не только развить и закрепить навыки и умения, но и сформировать компетенции, которые предполагают их умелое применение на практике.
Например, регулярные выступления на уроке с докладом, включающим презентацию, придают учащемуся уверенность в публичных выступлениях, улучшают процесс формулирования мысли. Поэтому в хорошей школе всегда есть условия не только для умственного развития, но и для активного развития творческих способностей учеников.
Мне повезло учиться именно в такой школе - школе №1421. Обучение здесь позволило мне не только получить глубокие знания и поступить в один из престижных вузов страны - Московский государственный лингвистический университет, но и всесторонне развить свои творческие способности, сформировать навыки успешной жизни в обществе. Воспитанные школой качества помогают мне поддерживать хорошую успеваемость в вузе, быть в ряду лучших студентов университета и занимать активную жизненную и гражданскую позицию.
В школьные годы моя факультативная деятельность была весьма насыщенна. Во-первых, это изучение иностранных языков (английского и японского). Нашу школу часто посещали носители языков, благодаря которым мы смогли прикоснуться к культуре стран изучаемых языков, что чрезвычайно важно для поддержания интереса к языку. Мне довелось посетить фестиваль японских искусств, где я познакомилась с интересными людьми и получила представление о традициях Японии. Кроме того, мои работы не раз принимали участие в выставке японской живописи, и у меня была возможность представить их знаменитым японским художникам. Благодаря этому я расширила горизонты своего познания и осознала, насколько важно принимать во внимание культурные различия, быть толерантным к особенностям и чтить чужие традиции.
Во-вторых, это участие в марафонах, посвященных информационным технологиям. Как член школьной команды я многократно выступала в номинациях по созданию компьютерной графики, принесла в школу немало побед, усовершенствовала свои навыки пользования компьютером. Умение работать в команде, радость успехам окружающих, уважение интересов и потребностей команды - этим запомнился мне данный период.
В-третьих, это участие в школьном самоуправлении. Будучи ответственной за создание стенгазет, плакатов, посвященных различным событиям, я овладела организаторскими умениями, что позволяет мне до сих пор оставаться на лидерских позициях в группе студентов, не испытывать замешательства в ситуациях, когда требуется проявить инициативу и быть конкурентоспособной.
В-четвертых, это написание статей в школьную газету. Это придало мне уверенности в собственных высказываниях. Также были обнаружены необходимые способы выражения мыслей для того, чтобы быть адекватно и позитивно воспринятым читателями и не вызвать негативного впечатления у мэтров пера.
В-пятых, это поиск профессиональной сферы деятельности. Психологической службой школы был организован курс профессионального самоопределения подростков. В процессе занятий, которые проводил наш психолог Заблоцкий Георгий Омарович, я узнала, что в мире существует более 50 тысяч различных профессий. Поняла, что от правильного выбора профессии зависит не только направление дальнейшего обучения, но и вся последующая жизнь человека: его увлечения, социальное окружение, ценностные установки и многое другое. Мне потребовалось большое количество времени, чтобы определить собственные приоритеты в жизни, поставить цели, спланировать действия для их достижения. Несколько занятий было посвящено управлению собственными временными ресурсами, к которым подростки нередко относятся с пренебрежением. Меня заинтересовал этот вопрос. Результатом стал научно-исследовательский проект по теме «Обучение учащихся 10-го класса принципам тайм-менеджмента как фактор интенсификации процесса их профессионального самоопределения», который я защищала на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее». С этим же проектом я выступала в 2012 году на Всероссийской научно-практической конференции школьных исследовательских работ «Психология глазами юных», организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом. Затем было выступление на международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества» в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» по теме «Обучение школьников старших классов тайм-менеджменту как средство совершенствования их социальной компетентности». На этом конгрессе я получила диплом высшей степени, это была моя первая награда такого уровня.
На этом моя деятельность в области психологии не завершилась. Я продолжала изучать данный вопрос. Совместно с психологом школы мы пришли к выводу: конкретных средств, позволяющих воздействовать на характерологическую сферу с целью гармонизации, разработано недостаточно. Я разработала программу занятий с учащимися старшей школы, направленную на формирование умений управления собственным временем. Отдельные компоненты этой программы до сих пор используются в работе со старшеклассниками. Она впоследствии была представлена на Всероссийской научно-практической конференции школьных исследовательских работ «Психология и педагогика глазами юных» в 2013 году. Мой доклад «Гармонизация характерологической сферы подростков с холерическим типом темперамента» жюри отметило дипломом высшей степени.
Работа с подростками настолько заинтересовала меня, что я приняла решение о выборе профессии детского психолога, работающего в сфере образования. И, обучаясь в 11-м классе, провела еще одно исследование, чтобы составить более конкретное представление об этой профессии, окончательно определиться с областью будущей деятельности, составить индивидуальный учебный план (в нашей школе ученики старших классов составляют индивидуальный учебный план) для поступления в университет. Эта работа позволила выяснить, что звучащее слово - это основной инструмент в работе психолога, который помогает людям преодолеть различные психологические трудности, возникающие в развитии, осознать человеку различные особенности его личности и выстроить более продуктивные модели поведения, восстанавливает гармоничные отношения человека с окружающим его миром. Были выделены необходимые личностные качества и ключевые навыки. Результатом этого стали выступление на Всероссийской научно-практической конференции школьных исследовательских работ «Психология и педагогика глазами юных» в 2014 году и полученный диплом.
Научно-исследовательская деятельность, которой я занималась в школе, подтвердила правильность моего выбора, который меня ни разу не заставил испытать сожаление.
Все вышесказанное меня приводит к выводу о том, что необходимо поддерживать в школе среду, которая не только учит, но и учитывает неучебные интересы подростков и их возрастные особенности для воспитания волевых личностей, готовых для воплощения в реальность запланированного, достижения максимальных результатов в конкретной области, не содрогающихся перед жизненными препятствиями.

Ирина БАЗЫЛЕВА, выпускница школы №1421, студентка 3-го курса МГЛУ